СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые средства выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителей. Виды речевых средств выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Речевые средства выразительности»

Речевые средства выразительности Учитель начальных классов МАОУ СОШ №69 г.Екатеринбурга Панова Мария Сергеевна

Речевые средства выразительности

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №69

г.Екатеринбурга

Панова Мария Сергеевна

Техника речи. Дикция . Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Техника речи  – один из разделов культуры речи, она является базой  речевой культуры . Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

Техника речи. Дикция .

  • Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
  • Техника речи  – один из разделов культуры речи, она является базой  речевой культуры .
  • Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.
К.С.Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» 

К.С.Станиславский

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» 

Техника речи. Дикция . Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату  относятся:  губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

Техника речи. Дикция .

  • Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату  относятся:  губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.
Техника речи. Дикция . В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной  сюсюканья, шепелявости, картавости,  тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Техника речи. Дикция .

  • В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной  сюсюканья, шепелявости, картавости,  тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.
Техника речи. Дикция . К.С.Станиславский придавал большое значение  тренировке речевого аппарата . Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти ( челюстной зажатостью ). Для развития органов речи необходимо заниматься  артикуляционной гимнастикой , с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют  систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Техника речи. Дикция .

  • К.С.Станиславский придавал большое значение  тренировке речевого аппарата . Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти ( челюстной зажатостью ).
  • Для развития органов речи необходимо заниматься  артикуляционной гимнастикой , с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют  систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков

  • И  - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.
  • Э  - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.
  • А  - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.
  • О  - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.
  • У  - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.
  • Ы  - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).
  • Йотированные звуки  Е, Я, Ё, Ю  состоят из согласного звука [ Й ] и гласных звуков [ Э ], [ А ], [ О ], [ У ].
  • Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.
  • Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.
Гласные звуки ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков  6 : [И], [Э], [А], [О], [У],   [Ы]. ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ  Е, Я, Ё, Ю .   Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной:  Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У. Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными. Например: И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.

Гласные звуки

  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков  6 :

[И], [Э], [А], [О], [У],   [Ы].

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ  Е, Я, Ё, Ю .

 

Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной:  Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.

Согласные звуки   Согласные звуки  более трудны для произношения. Они придают речи  четкость, выразительность , помогают формировать слова.   При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.   При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.      Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:  [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],  [Л], [М], [Н], [Р] .   Звуки  [М], [Н], [Л], [Р]  называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.   При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:  [П], [Ф], [К], [Т],  [Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Согласные звуки

  •   Согласные звуки  более трудны для произношения. Они придают речи  четкость, выразительность , помогают формировать слова.
  •   При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.
  •   При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.
  •      Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],

[Л], [М], [Н], [Р] .

  •   Звуки  [М], [Н], [Л], [Р]  называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.
  •   При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:

[П], [Ф], [К], [Т],

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Пример упражнений на  гласные звуки Звук [ П ] - глухой, звук [ Б ] - звонкий. 1.      Чередовать:  П, Б  (несколько раз). 2.        ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ. 3.        БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ. 4.        ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО. 5.        БЕ – БЯ – БЕ – БО. 6.        ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ. 7.        БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП. 8.        ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ. 9.       БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.

Пример упражнений на гласные звуки

Звук [ П ] - глухой, звук [ Б ] - звонкий.

  • 1.      Чередовать:  П, Б  (несколько раз).
  • 2.        ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.
  • 3.        БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.
  • 4.        ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.
  • 5.        БЕ – БЯ – БЕ – БО.
  • 6.        ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.
  • 7.        БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.
  • 8.        ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.
  • 9.       БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.
Темп речи Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами  темпа  речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной. Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы. Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи. Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.

Темп речи

  • Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.
  • Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами  темпа  речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
  • Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.
  • Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.
  • Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.
Интонация ИНТОНАЦИЯ  — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений.

Интонация

  • ИНТОНАЦИЯ  — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании).
  • Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений.
Интонация Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.  Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания.

Интонация

  • Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. 
  • Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания.
Интонация Повествовательная или изъявительная - характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется  интонационной вершиной , самый низкий —  интонационным понижением . В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонации (особенно часто понижение интонации наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.

Интонация

  • Повествовательная или изъявительная - характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется  интонационной вершиной , самый низкий —  интонационным понижением . В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонации (особенно часто понижение интонации наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
Интонация Вопросительная интонация бывает двух основных типов : а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной интонации); б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

Интонация

  • Вопросительная интонация бывает двух основных типов :

а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной интонации);

б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос.

От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

Интонация В восклицательной интонации необходимо различать: а) интонацию собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонацией

Интонация

  • В восклицательной интонации необходимо различать:

а) интонацию собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;

б) интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонацией

Функции интонации Семантические : выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему Экспрессивная : выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи Синтаксическая : синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом Эвфоническая : способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений

Функции интонации

  • Семантические : выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему
  • Экспрессивная : выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи
  • Синтаксическая : синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом
  • Эвфоническая : способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений
Логические ударения Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. 

Логические ударения

  • Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. 
Примеры логических ударений Дети  завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра  пойдут  в кино. Дети завтра пойдут  в кино . Выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения  звучания голоса. Родина –  мать ,  умей  за нее постоять. Нет ничего на свете  краше , чем  Родина  наша. Жить  –  Родине  служить. Тот  герой, кто за  Родину  горой.

Примеры логических ударений

  • Дети  завтра пойдут в кино.
  • Дети завтра пойдут в кино.
  • Дети завтра  пойдут  в кино.
  • Дети завтра пойдут  в кино .

Выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения

звучания голоса.

  • Родина –  мать умей  за нее постоять.
  • Нет ничего на свете  краше , чем  Родина  наша.
  • Жить  –  Родине  служить.
  • Тот  герой, кто за  Родину  горой.
Паузы   Делятся на три группы: 1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///); 2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//); 3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).

Паузы

  • Делятся на три группы:

1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///);

2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//);

3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).

Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, обозначаемые апострофом.  К.С.Станиславский определяет три вида пауз: логическую, психологическую и люфт-паузу, необходимую, чтобы перевести дыхание. Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, психологическая – дает жизнь мысли, помогает выяснить подтекст.
  • Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, обозначаемые апострофом.
  • К.С.Станиславский определяет три вида пауз: логическую, психологическую и люфт-паузу, необходимую, чтобы перевести дыхание.
  • Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, психологическая – дает жизнь мысли, помогает выяснить подтекст.
Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других. Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому. Например: «Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей». (Н.В.Гоголь «Шинель»).
  • Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других.
  • Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому.
  • Например:
  • «Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей». (Н.В.Гоголь «Шинель»).
Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста.  Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучение интонаций, диктуемых знаками препинания», - говорил К.С.Станиславский.  Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций : точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации.
  • Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста.
  • Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучение интонаций, диктуемых знаками препинания», - говорил К.С.Станиславский.
  • Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций : точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации.
Знаки препинания Точка – это тоже знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой. Тонирование (интонирование) точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена.  Например, тонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей.

Знаки препинания

  • Точка – это тоже знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой.
  • Тонирование (интонирование) точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена.
  • Например, тонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей.
Знаки препинания Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает. Например: «Фома слушал ее и - /…/ точно мед пил». «Я – мирная» (Я мирная). «А попадется - /,/ пристукнем».  Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли.

Знаки препинания

  • Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает.
  • Например:
  • «Фома слушал ее и - /…/ точно мед пил».
  • «Я – мирная» (Я мирная).
  • «А попадется - /,/ пристукнем».
  • Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли.
Знаки препинания Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы.  Иногда запятая может звучать точкой. Например: «Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами».  Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу. Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий. Например: «И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы – Марш! Марш! все в печку поскакало». (А.С.Пушкин «Гусар»)

Знаки препинания

  • Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы.
  • Иногда запятая может звучать точкой.
  • Например:
  • «Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами».
  • Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу.
  • Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий.
  • Например:

«И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы –

Марш! Марш!

все в печку поскакало».

(А.С.Пушкин «Гусар»)

Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной. Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов. Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов.  Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.
  • Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной.
  • Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов.
  • Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов.
  • Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.
Диапазон ДИАПАЗОН - через все (струны) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности - в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется. Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.

Диапазон

  • ДИАПАЗОН - через все (струны) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.
  • Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности - в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется. Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.
Различают также диапазон д инамический и диапазон тембральный.  Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности - это позволяет сделать речь и хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва
  • Различают также диапазон д инамический и диапазон тембральный.
  • Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности - это позволяет сделать речь и хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва
Тембральный диапазон - это разнообразие тембров, звуковая
  • Тембральный диапазон - это разнообразие тембров, звуковая "палитра" голоса, определенный набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра.
  • При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с размахом до нескольких см), менять режим смыкания голосовых складок.
  • Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных задач.
Спасибо  за внимание! Работу выполнили: Студентки группы БО-12 Панова Мария Самарина Александра

Спасибо за внимание!

Работу выполнили:

Студентки группы БО-12

Панова Мария

Самарина Александра


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!