СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия - как этап современного урока.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов .

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия - как этап современного урока.»

Рефлексия  как этап современного урока

Рефлексия как этап современного урока

Группа преподавателей, работающих по этому направлению : Мария Ивановна (тьютор - руководитель группы) Наталья Витальевна Татьяна Павловна Саида Зайналбековна

Группа преподавателей, работающих по этому направлению :

Мария Ивановна

(тьютор - руководитель группы)

Наталья Витальевна

Татьяна Павловна

Саида Зайналбековна

Цель нашей работы:   повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

Цель нашей работы:

повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной

деятельностью учащихся

На современном этапе образования:  учитель видит каждого ученика в процессе обучения Активно вовлекает ученика в деятельность Существуют мотивы для выполнения деятельности Это не возможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности.

На современном этапе образования: учитель видит каждого ученика в процессе обучения

Активно вовлекает ученика в деятельность

Существуют мотивы для выполнения деятельности

Это не возможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности.

 А что же такое рефлексия?  от лат. reflexio – обращение назад  размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов ) самоанализ ( Толковый словарь русского языка ) в современной педагогике под рефлексией понимают этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

А что же такое рефлексия?

от лат. reflexio обращение назад

  • размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов )
  • самоанализ ( Толковый словарь русского языка )
  • в современной педагогике под рефлексией понимают этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?  Если ребёнок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, … то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребёнок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Способы обучения рефлексии Устное обсуждение. Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока. Письменное анкетирование.

Способы обучения рефлексии

  • Устное обсуждение.
  • Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
  • Письменное анкетирование.
Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.    Цели рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом .

Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.

Цели рефлексии:

  • сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
  • собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
  • уйти с урока с зафиксированным результатом .
Виды рефлексии: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности  Рефлексия содержания учебного материала

Виды рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала
Примеры использования рефлексии на наших открытых уроках.

Примеры использования рефлексии на наших открытых уроках.

Саида Зайналбековна Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Хорошо говорить и легко выражать свои мысли. Уверенно и легко выполнять математические операции. Получить хорошую отметку. Иметь собственное мнение. Цели:

Саида Зайналбековна

Тема:

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

  • Хорошо говорить и легко выражать свои мысли.
  • Уверенно и легко выполнять математические операции.
  • Получить хорошую отметку.
  • Иметь собственное мнение.

Цели:

Использовалась рефлексия в начале урока. На экран монитора были выведены смайлики, выражающие эмоциональный настрой учащихся.

Использовалась рефлексия в начале урока.

На экран монитора были выведены смайлики, выражающие эмоциональный настрой учащихся.

Использовалась рефлексия в начале урока.

Использовалась рефлексия в начале урока.

Использовалась рефлексия в начале урока. Представлен девиз урока, настраивающий ребят на активную работу, при этом не боясь совершить ошибку.  «Не ошибается тот,  кто ничего не делает»

Использовалась рефлексия в начале урока.

Представлен девиз урока, настраивающий ребят на активную работу, при этом не боясь совершить ошибку.

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Использовалась рефлексия в конце урока. *Ребята, вспомните, с каким настроением вы пришли на урок? *И с каким уходите? Зарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях. *Все ли у вас получилось? *Где были затруднения?

Использовалась рефлексия в конце урока.

*Ребята, вспомните, с каким настроением вы пришли на урок?

*И с каким уходите? Зарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях.

*Все ли у вас получилось?

*Где были затруднения?

Использовалась рефлексия в конце урока. На интерактивной доске Smart представлен рисунок. По завершению урока дети, которым было не понятно, сажали тюльпаны на поляну гнома.

Использовалась рефлексия в конце урока.

На интерактивной доске Smart представлен рисунок. По завершению урока дети, которым было не понятно, сажали тюльпаны на поляну гнома.

Мария Ивановна Тема: Годовой ход температуры воздуха. Цели: 1.Расширить и углубить знания о нагревании земной  поверхности в течение года 2.Закрепить знания о вычислении средней температуры  воздуха за месяц, год 3.Показать приемы вычерчивания графика годового  хода температуры воздуха

Мария Ивановна

Тема:

Годовой ход температуры воздуха.

Цели:

1.Расширить и углубить знания о нагревании земной поверхности в течение года

2.Закрепить знания о вычислении средней температуры воздуха за месяц, год

3.Показать приемы вычерчивания графика годового хода температуры воздуха

Использовалась рефлексия в начале урока . Позитивный настрой на плодотворную работу! Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть пойдет он всем вам впрок, Будем слушать, отвечать, Работать с текстом, графиком и писать. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ обучающихся).

Использовалась рефлексия в начале урока .

Позитивный настрой на плодотворную работу!

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок. Пусть пойдет он всем вам впрок,

Будем слушать, отвечать,

Работать с текстом, графиком и писать.

Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ обучающихся).

Использовалась рефлексия в начале урока.   На интерактивной доске Smart были представлены картинки и звучал фрагмент песни: «У природы нет плохой погоды…..!» Ребятам было предложено назвать тему урока!

Использовалась рефлексия в начале урока.

На интерактивной доске Smart были представлены картинки и звучал фрагмент песни: «У природы нет плохой погоды…..!» Ребятам было предложено назвать тему урока!

Использовалась рефлексия в конце урока. Была проведена беседа по вопросам. 1. Прочитайте ещё раз цели урока. Достигли ли вы заданной цели? В какой степени? 2. Оцените свою работу на уроке.

Использовалась рефлексия в конце урока.

Была проведена беседа по вопросам.

1. Прочитайте ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданной цели? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке.

Использовалась рефлексия в конце урока. На уроке я работал Своей работой на уроке я … Урок для меня показался… За урок я… Моё настроение стало… Материал урока мне был…   Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/длинным Не устал/устал Лучше/хуже Понятен/не понятен

Использовалась рефлексия в конце урока.

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок для меня показался…
  • За урок я…
  • Моё настроение стало…
  • Материал урока мне был…

 

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Лучше/хуже

Понятен/не понятен

Татьяна Павловна Тема: Исполнители вокруг нас. Цели: *Вспомнить понятие алгоритма? *Познакомиться со свойствами алгоритма. *Рассмотреть многообразие исполнителей.

Татьяна Павловна

Тема:

Исполнители вокруг нас.

Цели:

*Вспомнить понятие алгоритма?

*Познакомиться со свойствами алгоритма.

*Рассмотреть многообразие исполнителей.

Использовалась рефлексия в конце урока. Ребята подвели итог урока, отвечая на предложенные вопросы. Знаю: -что такое алгоритм? -кто(что) является исполнителем? -что такое СКИ? -свойства алгоритма. Умею: -приводить примеры алгоритмов и называть их исполнителей; -называть команды; -называть свойства алгоритма.  игра

Использовалась рефлексия в конце урока.

Ребята подвели итог урока, отвечая на предложенные вопросы.

Знаю:

-что такое алгоритм?

-кто(что) является исполнителем?

-что такое СКИ?

-свойства алгоритма.

Умею:

-приводить примеры алгоритмов и называть их исполнителей;

-называть команды;

-называть свойства алгоритма.

игра

Использовалась рефлексия в конце урока. Так же было предложено ответить на вопросы: 1. Опишите глаголами , что вы делали сегодня на уроке?  2. Опишите прилагательными , какие вы были сегодня на уроке?  3. Опишите существительными , кем вы были на уроке?

Использовалась рефлексия в конце урока.

Так же было предложено ответить на вопросы:

1. Опишите глаголами , что вы делали сегодня на уроке?

2. Опишите прилагательными , какие вы были сегодня на уроке?

3. Опишите существительными , кем вы были на уроке?

Наталья Витальевна Тема: Подготовка к ЕГЭ. Цели: * подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ (базовый уровень).

Наталья Витальевна

Тема:

Подготовка к ЕГЭ.

Цели:

* подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ (базовый уровень).

Рефлексия в конце урока.  Продолжи предложение:  -Сегодня на уроке я повторил…………... - Сегодня на уроке я закрепил………….. - Сегодня на уроке я научился……….…. - Сегодня на уроке мне понравилось..….

Рефлексия в конце урока.

Продолжи предложение: -Сегодня на уроке я повторил…………...

- Сегодня на уроке я закрепил…………..

- Сегодня на уроке я научился……….….

- Сегодня на уроке мне понравилось..….

Копилка примеров рефлексии на уроке.

Копилка примеров рефлексии на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Этапы урока: в начале урока  в конце деятельности Приёмы:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Этапы урока: в начале урока

в конце деятельности

Приёмы:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. -поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. -использовать рефлексивный круг

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.

-поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

-использовать рефлексивный круг

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз, разноцветные карточки, изображения, изображающие спектр эмоций. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. «Светофор» цветовое изображение настроения

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз, разноцветные карточки, изображения, изображающие спектр эмоций.
  • «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  • «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
  • «Светофор» цветовое изображение настроения

Рефлексия деятельности  Данный вид рефлексии удобнее применять: при проверке домашних заданий;  на этапе закрепления материала;  при защите проектов.  Он помогает ученикам: * осмыслить виды и способы работы; * проанализировать свою активность; * выявить пробелы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять:

  • при проверке домашних заданий;
  • на этапе закрепления материала;
  • при защите проектов.

Он помогает ученикам:

* осмыслить виды и способы работы; * проанализировать свою активность;

* выявить пробелы.

Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Всё сделал правильно Встретились трудности Сделал много ошибок

Рефлексия деятельности

  • «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
  • «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Всё сделал правильно

Встретились трудности

Сделал много ошибок

Рефлексия деятельности « Поезд »  ? Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Рефлексия деятельности

  • « Поезд »

?

Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Рефлексия деятельности «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.  «Цветограмма» В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  определённого цвета на полях или подчёркивает наиболее правильно написанную букву.     Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг. В конце урока проверяется, какой цвет преобладает.

Рефлексия деятельности

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Цветограмма»

В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок определённого цвета на полях или подчёркивает наиболее правильно написанную букву.

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

В конце урока проверяется, какой цвет преобладает.

Рефлексия  содержания материала Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов . Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. «Закончи предложение (интервью)» сегодня я узнал… я приобрел… я научился… мне захотелось… у меня получилось … было интересно… я смог… было трудно… я попробую… я выполнял задания… меня удивило… я понял, что… урок дал мне для жизни… теперь я могу… Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).  

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов . Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

«Закончи предложение (интервью)»

сегодня я узнал… я приобрел…

я научился… мне захотелось…

у меня получилось … было интересно…

я смог… было трудно…

я попробую… я выполнял задания…

меня удивило… я понял, что…

урок дал мне для жизни… теперь я могу…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

 

Рефлексия  содержания материала «Таблица» В таблице цели урока записывает сам учитель. Цели урока + Всё понятно - Ничего не понял ? Интересно, хочу узнать подробнее «Фразеологизм или пословица» Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:  слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. бить баклуши засучив рукава смотрел во все глаза сложа руки работал до седьмого пота

Рефлексия содержания материала

«Таблица»

В таблице цели урока записывает сам учитель.

Цели урока

+

Всё понятно

-

Ничего не понял

?

Интересно, хочу узнать подробнее

«Фразеологизм или пословица»

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

бить баклуши

засучив рукава

смотрел во все глаза

сложа руки

работал до седьмого пота

Рефлексия  содержания материала «Анкета» «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Рефлексия содержания материала

«Анкета»

«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  Универсальные учебные действия  Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию  Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ Е  Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща КОММУНИКАТИВНЫЕ  Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ЛИЧНОСТНЫЕ  Качественное усвоение знаний ПРЕДМЕТНЫЕ

Рефлексия на уроке –

это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Универсальные учебные действия

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ Е

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ

Качественное усвоение знаний

ПРЕДМЕТНЫЕ

Зачем нужна рефлексия на уроке? Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.  Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.  Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.

Зачем нужна рефлексия на уроке?

  • Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.

  • Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.

  • Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
Рефлексия учителя Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? А можно ли сделать лучше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается .

Рефлексия учителя

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • А можно ли сделать лучше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается .