* Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
* Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
Виды рефлексии:
- Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
- Рефлексия деятельности на уроке;
3. Рефлексия содержания учебного материала.
- Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
- карточки с изображением лиц;
- цветовое изображение настроения.
Всё понятно
Немного затруднялся
Было трудно и непонятно
Прием рефлексии “Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Умею…..
Понимаю…..
Знаю…..
- Я узнал(а) много нового …
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5. Материал урока мне был………
С и н к в е й н
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
- 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
- 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка – описание действия (три глагола);
- 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Прием рефлексии «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии
«Яблоня»
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Индекс удовлетворенности уроком
Состояние
+1
Интерес
0
Азарт
-1
Защищенность
состояние
Самостоятельность
Удовлетворенность
Скука
Чувство успеха
Апатия
Беззащитность
Радость общения
Подчиненность
Уверенность
Подъем настроения
Неудовлетворенность
Чувство новизны
Чувство неудачи
Чувство одиночества
Неуверенность
Спад настроения
Ощущение стандартности
от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
- от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
Прием рефлексии «Выбор»
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным ___________________ скучным.
2.Я научился
многому_ ______________________ малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно __________________ невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_ ________________________ редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен ______________________ не доволен.
- Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
- Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Прием рефлексии «Утверждение»
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
- На уроке русского языка я
- узнал(а)_________________________
- понял(а)_________________________
- научился (-лась)__________________
2. Лучше всего на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Прием рефлексии «Выбор»
2. Своей работой на уроке я
3. Урок показался мне
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока для меня был
активно, пассивно
доволен, недоволен
коротким, длинным
не устал, устал
стало лучше, стало хуже
понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Синквейн
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
- 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
- 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка – описание действия (три глагола);
- 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Рефлексия учителя
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- А можно ли сделать лучше?