СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь пойдет о том, что такое рефлексия, каковы ее разновидности.Автор попытается раскрыть технологии и приемы данного вида обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках английского языка»

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ФГОС второго поколения определено, что формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих у школьников способность к саморазвитию и самосовершенствованию, является главной задачей современной системы образования. Когда ученик начинает анализировать собственные действия и деятельность в целом, его самооценка становится надёжным механизмом самореализации. Это и побудило нас уделить внимание организации рефлексивной деятельности на уроках.

Что такое рефлексия?

Рефлексия — это:

  • размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой);

  • размышление, полное сомнений, противоречий;

  • анализ собственного психического состояния (современный словарь иностранных слов);

  • осмысление чего-либо при помощи размышления, изучения и сравнения (философский словарь: основан Г. Шмидтом / общ. ред. В. А. Малинина).

В современном мире акцентируют особое внимание на следующих видах рефлексии:

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала;

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Своё внимание мы остановили на рефлексии деятельности, так как способности человека развиваются в процессе деятельности. Когда школьник ставит перед собой цель своего образования, он строит планы по их выполнению и последующий самоанализ. Таким образом, обучающий осознаёт результат поставленных перед собой целей и задач. Поэтому рефлексия — это начало новой образовательной деятельности. Технология формирования рефлексивных способностей у школьников помогает им вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, которая включает проблемы и пути их решения, типы и способы, и результаты деятельности, поэтому обучающие могут поставить перед собой цель, соответствующая их интересам и возможностям, для дальнейшей работы.

Исследования показывают, что требования, предъявляемые ученику, главным образом опережающие уровень его развития, не сыграют положительную роль в образовании. Следовательно, такие требования разрушают у ученика веру в свои силы и способности. Чтобы развивать личностные возможности школьника, обучающий и обучаемый взаимодействуют друг с другом, прежде всего, во время организации рефлексивной деятельности.

Учебный материал воспринимается школьниками неодинаково. Применительно к своему опыту, знаниям, интересам и возможностям, они анализируют его и останавливают свой выбор на задании, которое могут выполнить достаточно хорошо. При этом учитываются цели общения и мотивы.

Технология рефлексивного обучения строится на отдельных учебных программах, индивидуальной инициативе учащихся, обучении, которое организуют школьники с использованием множества альтернативных источников информации и проектных заданий.

К примеру, в процессе изучения темы «Охрана окружающей среды» мы рекомендуем осуществить комплексную систему наблюдений экологических проблем своего района или подготовить проект «Чем я в силах помочь окружающей среде?». Обучающиеся знакомятся с предложенной им информацией и выбирают задание, которое отвечает уровню их подготовки, интересам, возможностям. Вместе с тем они должны не только усвоить содержание материала, но и понять способы и приёмы своей работы.

Приведём примеры вопросов, которые задают себе ученики, умеющие пользоваться рефлексией и производить анализ собственной деятельности:

  • Что я сделал?

  • С какой целью?

  • Почему я это делаю так?

  • Какой результат я получил?

  • Какой вариант лучше?

Для того чтобы сформировать рефлексивные способности у школьников, применяем нижеследующие приёмы:

1. «Как достичь успеха?»

2. «Укрась новогоднюю ёлку».

3. «Дерево моего успеха».

4. «Автопоезд».

5. «Лужайка».

Применяя данный приём самоанализа в конце урока, у учителя есть вероятность оценить по достоинству активность каждого ученика на всех этапах урока.

Особенно важным для обучающихся в 5–7 классах считается подведение итогов в конце урока, привлечение учащихся к самоанализу, в процессе которого ученики говорят, чему они научились и какие умения продемонстрировали. Например:



Теперь я знаю

Теперь я умею


рассказывать о …

задавать вопросы

заполнять таблицу

английские традиции

беседовать о…

что нужно сделать для…


В 8–9 классах используем один из способов рефлексии в форме сенкана, когда школьник обдумывает, что он понял, и может сформулировать всё в сжатой форме и выделить основное содержание:

  • Determine the main idea of the text (определите главную идею текста);

  • Imagine two adjectives (представьте её двумя прилагательными);

  • Describe it in three verbs (опишите её тремя глаголами);

  • Express your attitude to this issue (выразите отношение к данному вопросу);

  • Synonym to the main idea (синоним основной мысли).

Благодаря этому приёму, у школьников формируется умение производить анализ своей деятельности и деятельности одноклассников по последовательной схеме, они учатся давать оценку, проводить сравнительный анализ и делать умозаключение о своей деятельности на уроке.

В старшей школе важно побудить школьников к формированию информационных умений, которые взаимосвязаны с использованием самопроизвольного приобретения знаний. В частности, применять справочную литературу, умение находить необходимую информацию из разного рода источников, выполнять поиск необходимой информации.

Посредством рефлексивных действий обучающие выдвигают цели деятельности и поведения, формируют схему их реализации, осмысливают свои потребности в системе принятых ценностей, предсказывают результаты осуществляемых действий.

Это помогает обучающим усвоить навыки исследовательской деятельности:

  • делать анализ содержания и характера вопросов,

  • доказывать свою точку зрения,

  • использовать краткие формы записей (план, тезисы),

  • обрабатывать чужой текст и собственный.

В большинстве случаев старшая ступень направлена на развитие индивидуальности учеников, их самостоятельности и творчества. Что требует использование нижеследующих способов рефлексивной деятельности:

  • исследование каждого слова и предложения в тексте;

  • подбор семантических опор;

  • акцентирование внимания на главной мысли;

  • сжатие текста;

  • разбор текста;

  • предположение содержания.

Одним из способов совершенствования рефлексии деятельности считается формирование в процессе обучения условий для проблемных ситуаций и создание на их основе исследовательской деятельности учащихся.

Важно обучать школьников, умениям анализировать собственные достижения и возможности, делать определенные умозаключения, касающиеся собственного самообразования.

Поэтому считаем рефлексию важным моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно рефлексия помогает учителю осуществить взаимосвязь с учеником, она позволяет определить, в какой мере была плодотворной и полезной обучающимся их работа на уроке (что изучили нового на уроке, чего достигли, какие задачи были решены в ходе урока и с какими трудностями столкнулись на занятии обучающиеся).

Совершенствование рефлексивного компонента деятельности обучающихся на уроках английского языка формирует нижеследующие навыки и развивает умения:

  • проводить самоанализ;

  • работать в сотрудничестве с другими учениками для достижения своих целей;

  • участвовать в творческом процессе;

  • определять жизненные ценности и приоритеты;

  • предполагать результаты предполагаемых действий в конкретных ситуациях.

  • осуществлять заранее спланированные действия.

Каждый школьник с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но та или иная деятельность начинается с преодоления препятствий. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Что и является следствием достижения великолепных результатов.

Ваганян Нелли Роменовна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №3

г.о. Чапаевск Самарской области