Рефлексивный анализ урока,
проведенного Погребняк Людмилой Борисовной, учителем изобразительного искусства МОУ «Школа № 4 города Докучаевска»
Класс: 5
Форма урока: индивидуальная, фронтальная, группы
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать представление о матрешке как разновидности декоративно-прикладного искусства; знать историю создания матрешки, особенностях внешнего вида в разных областях; сформировать умение и изучить пропорции и особенности туловища матрешки; научиться поэтапно выполнять работу; научиться смешивать краски и работать со сложными цветами (палитра цветов), приобрести навыки в составлении гармоничной композиции узора, цвета; применять терминологию: основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, палитра.- реализованы в ходе объяснения нового материала, фронтального опроса и индивидуально (разгадывание кроссворда) и рисование узоров на матрешке
Развивающие: умение самостоятельно работать в технике акварели; приобретать навыки создания единого образа; развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление; предназначение русской матрешки. – реализованы в ходе создания рисунка.
Воспитательные: внимательность; интерес к истории родной страны; аккуратность при выполнении работы; общечеловеческие нравственные качества личности: соблюдение норм коллективного общения – реализованы в ходе выполнения работ.
Методы контроля: работа в парах, оценивание товарища
Оборудование и технические средства: проектор: презентация «Красавица матрешка», виды матрешек,
Наглядные пособия: распечатки различных видов раскраски матрешек, заготовки из бумаги для росписи.
Контроль усвоения материала проводился на основе: решения кроссворда, ответов на вопросы (фронтальный опрос) и окончательного рисунка матрешки.
Ожидаемые результаты:
Предметные: научатся определять понятия, художественные термины, научатся смешивать краски и применять в узорах, рисовать с образца лицо и узор костюма.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища; выдвигать свои версии, работать по плану.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают.
I Начальный этап включает в себя:
- организационный момент – приветствие, проверка готовности к уроку.
- Формулирование темы урока и целеполагание
II Цель начального этапа: актуализация темы урока
Задачи: Вовлечь детей в творческий процесс, настроить на получение новых знаний, умений.
Методы: Игровой занимательный момент – отгадывание загадки:
В этой молодице
Прячутся сестрицы
Каждая сестрица
Для меньшей – темница (Матрешка)
Деятельность детей | Деятельность педагога | Применение |
внимательно слушают загадку, выдают ответ. | следит чтобы все дети были увлечены в творческую деятельность поиск отгадки. Подводит итог и нацеливает на изучение нового материала Матрешка, история происхождения этой игрушки. | фронтальный опрос, УУД: формирование умений: регулятивных - определение цели и проблемы учебной деятельности; личностных – проявление интереса к изучению нового материала; познавательные – определяют понятия : молодица, сестрица, матрешка |
III Изучение нового материала:
Цель: Ознакомить с историей создания Матрешки, Авторами и изготовителями первой матрешки, развитием этого промысла от истоков до сегодняшних дней. Отметить особенности оформления матрешек в разных областях России.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о матрешке как разновидности декоративно-прикладного искусства; знать историю создания матрешки, особенностях внешнего вида в разных областях; сформировать умение и изучить пропорции и особенности туловища матрешки;
Развивающие: развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление;
Воспитательные: внимательность; интерес к истории родной страны; соблюдение норм коллективного общения
Методы: - эвристический (частично-поисковый) – некоторые учащиеся готовят краткое сообщение по темам:
1. История создания Матрешки.
2. Семеновская матрешка.
3. Вятская матрешка.
4. Сергиевская матрешка
- объяснительно-иллюстративный.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Применение |
принимают активное участие в ходе объяснения новой темы, дополняют новыми, интересными находками | рассказывает историю создания игрушки матрешки в России, первом изготовителе матрешки – мастере – игрушечнике Василии Звездочкине и первом художнике - Сергее Малютине, раскрасившем матрешку, об отличительных особенностях фигурок матрешек, цветовой гамме, особенностях исполнения художественного замысла | Познавательные УУД: просмотр видео об истории создания матрешки, изготовление заготовок на станках и раскраска художниками личностные: подготовили краткое сообщение по новой теме, работали с информационными источниками; коммуникативные: учатся выступать перед аудиторией. регулятивные: получив задание кратко изложить большой материал учатся находить главное, основное |
IV Практическая работа (АРТ-ПРАКТИКА)
Цель: Познакомить особенностями росписи русской матрешки.
Задачи:
- Образовательные: научиться поэтапно выполнять работу; научиться смешивать краски и работать со сложными цветами (палитра цветов), приобрести навыки в составлении гармоничной композиции узора, цвета;
- Развивающие: умение самостоятельно работать в технике акварели; приобретать навыки создания единого образа;
- Воспитательные: внимательность; аккуратность при выполнении работы; общечеловеческие нравственные качества личности: соблюдение норм коллективного общения
Методы: личностный: каждому учащемуся показываются приемы росписи, техника работы с кистью, тычком.
V Этап совершенствования
Деятельность детей | Деятельность педагога | Применение |
рисуют авторскую матрешку | раздаю бумажные трафареты-силуэты матрешек, показываю как выполняется роспись кистью, тычком | познавательные УУД: приемы работы с кистью, тычком, личностные УУД: индивидуальный подход к каждому учащемуся. |
VI Закрепление учебного материала
Цель: закрепить пройденный учебный материал
Задачи: контроль полученных знаний
Методы: фронтальный – вопросы по пройденному материалу, личностный – разгадывание кроссворда
Деятельность детей | Деятельность педагога | Применение |
работают парами, в группе: отвечают на вопросы, отгадывают кроссворд | задаю вопросы учащимся: - дайте характеристику этим изображениям - какими выразительными и особенными средствами пользуются мастера, чтобы эти матрешки отличались от других, были особенными? - какие новые слова мы сегодня встретили: - отгадаем кроссворд: см приложение 1 | коммуникативные УУД: работа парами общение, регулятивные УУД: анализ и самоанализ выполненных работ. |
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
В конце урока обучающиеся показали следующие результаты:
Знают:
- историю создания Матрешки
- разновидности и отличительные особенности каждого вида
- технологию изготовления матрешек
Умеют:
- смешивать и наносить краски, пользоваться кистью и тычком для выполнения узоров.
Урок способствовал:
- развитию познавательного интереса к истории и культуре России;
- развитию творческих способностей и фантазии, наблюдательности;
- воспитанию эстетического и художественного вкуса