Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогу по формированию ситуации успеха у школьника»
Рекомендации педагогу по формированию ситуации успеха у школьника
Создание ситуации успеха как фактор мотивации С.В. Кривцова «Учитель и проблем дисциплины»
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
Рассказывайте об ошибках (нет людей, которые не ошибаются)
Ученики должны понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли»
Показывайте ценность ошибки как попытки (« Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться»).
Создание ситуации успеха как фактор мотивации
- Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех
Подчеркивайте любые улучшения
Объявляйте о любых вклада конкретного ученика в общее дело
Раскрывайте сильные стороны своих учеников
( Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради).
Демонстрируйте веру в своих учеников
( «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» ).
Признавайте трудность ваших заданий.
- Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом компоненте деятельности:
- Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
- Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперёд.
- Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал, и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.
Создание ситуации успеха как фактор мотивации
- Стратегия 3. Концентрируйте внимание учеников на его прошлых успехах
- Анализируйте ситуации прошлого успеха
- Повторяйте и закрепляйте успехи
Вера в собственные способности!
ФАКТОРЫ УСПЕХА
Количество приложенных усилий!
УСПЕХ
Помощь других
Сложность задачи
Удача
Создание ситуации успеха как фактор мотивации
- Стратегия 4. Помогайте ученикам «материализовать» процесс своего развития
- Наклейки «Я могу» ( для младших классов: «читать», «произносить по буквам слова», «складывать и вычитать двузначные числа», «делить», «умножать»)
- Альбомы достижений . (для подростков: «Математические проблемы, которые я смог решить», «Книги, которые я прочел»)
- Рассказы о себе вчерашнем,
сегодняшнем, завтрашнем . ( «Помнишь
ты не мог решить ту задачу по алгебре
в прошлой четверти? А сегодня ты с ней
отлично справился»)
Создание ситуации успеха как фактор мотивации
- Стратегия 5. Признание достижений
- Аплодисменты («Ты молодец», «Ты справился»)
- Выражайте вслух свои «аплодисменты», где бы вы ни увидели хорошее поведение или сильные стороны своего ученика, особенно в ситуациях, объективно трудных для него.
- Звезды и наклейки ( «Я заметил твое достижение, и я горжусь тобой!»)
- Награды и «медали» (За усердие, а не только за лучшие результаты).
- Выставки достижений (Хорошие доклады, поделки и пр. выставлять на всеобщее одобрение).
- Позитивная изоляция (Поговорить с учеником после уроков на перемене о его достижениях, индивидуально похвалить).
- Самоодобрение (Научить детей самим отмечать свои достижения, гордиться собой).
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации :
- повышаем голос,
- произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
- оставляем последнее слово за собой,
- используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
- разговариваем с сарказмом,
- даем оценку характеру ученика,
- действуем с превосходством,
- используем физическую силу,
- втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
- настаиваем на своей правоте,
- читаем морали,
- ставим учеников в угол,
- оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
- формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
- изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками,
- передразниваем учеников,
- сравниваем одного ученика с другим,
- командуем, требуем, давим,
- поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Адель Фабер,
Элейн Мазлиш