Рекомендации по формированию портфолио педагога
Сущность портфолио
Портфолио (от англ. portfolio) - портфель, папка для важных документов.
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или досье – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в образовании становится популярной во всем мире.
Реализация идей реформы школы, направленных на преодоление перегрузки учащихся, создание адаптивной образовательной среды, обязывает учителя внедрять в практику более эффективные методы обучения, рационально организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся, заниматься экспериментально-инновационной работой. А это предполагает необходимость постоянного творческого педагогического поиска, личностно профессионального самосовершенствования и саморазвития. Становится очевидным, что в современных условиях каждый педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, необходимый для решения педагогических задач. И как бы критически мы не относились к зарубежному опыту или чужим инновациям, ни один современный человек не сомневается в необходимости образовательной реформы с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, как в содержании и технологиях работы, так и в способах оценки достижений специалистов образования, а еще больше - в новых технологиях развития ключевых компетенций и профессиональной культуры.
Портфолио в образовании можно рассматривать как:
собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
форму целенаправленной систематизации и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
технологию саморазвития и самосовершенствования;
средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
средство самопрезентации и карьерного роста;
показ достижений в управленческой и педагогической деятельности;
средство мониторинга и оценки профессионального развития.
Основной смысл портфолио:
показать все, на что способен его владелец;
проиллюстрировать все, чего достиг;
раскрыть эффективность пути от цели к результату;
показать потенциальные возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития.
Основные цели ведения портфолио:
систематизация управленческого или педагогического опыта;
определение направлений профессионального развития;
более объективная самооценка (оценка) профессиональных умений;
помощь при самоанализе и самооценке управленческой или педагогической деятельности.
Виды портфолио:
1. Портфолио документов как витрина достижений:
лицензии;
сертификаты;
дипломы;
свидетельства и т.д.
2.Портфолио отзывов (оценок):
рецензии;
характеристики;
благодарности;
отзывы;
резюме и т.д.
3.Портфолио процесса как набор материалов и творческих работ:
авторские разработки;
управленческие концепции и технологии;
авторские программы и проекты;
методические рекомендации и т.д.
На основе простых видов портфолио можно конструировать и апробировать комплексные портфолио.
Комплексный портфолио может состоять из следующих разделов:
В зависимости от цели портфолио может быть методическим, проблемно-исследовательским, рефлексивным, презентационным.
Структура портфолио:
Примерная структура портфолио:
1. Титульный лист.
2.Творческая визитка автора.
3. Краткая трудовая биография.
4. Педагогическое кредо.
5. Тема и цель ведения портфолио.
6. Цель и основные задачи профессиональной деятельности на конкретный период.
7. Документы и материалы из опыта работы (авторские). Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
8. Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности и наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.
Основные принципы составления и использования портфолио:
принцип добровольности;
принцип преемственности;
принцип непрерывного развития;
принцип индивидуализации;
принцип субъективности:
принцип взаимозависимости и взаимодополняемости.
Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом пользования системы портфолио:
мотивация, каковы цели и назначение портфолио;
из каких компонентов будет состоять портфолио (вид и структура);
определить виды рефлексии и критерии самооценки.
При формировании и работе с портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
материалы и документы отбираются автором самостоятельно, располагаются в определенном порядке, составляется перечень или оглавление;
портфолио должен содержать образцы лучших авторских работ;
документы обязательно датируются, в них указываются должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
периодически материалы пополняются, систематизируются и анализируются;
результаты работы отслеживаются в соответствии с поставленными целями;
регулярно пишутся рефлексивные записки.
Портфолио учителя
Методический портфолио учителя это не копилка методических разработок, а отслеживание и коррекция процесса использования в работе приемов, средств и технологий, степень их адекватности конкретному классу и ученику, степень их эффективности. В этом случае планы и разработки, технологические карты уроков, разноуровневые задания, тесты, анализ результатов и затруднений учащихся помогают учителю корректировать процесс постоянно. Таким образом, осуществляется пошаговое внедрение новых методов и технологий, а в результате непрерывное и последовательное самосовершенствование учителя.
Особенно ценен методический портфолио по одному из направлений самообразования учителя. В портфолио должен найти отражение уровень развития таких основных педагогических умений учителя, как, например, умение грамотно планировать и организовывать, корректировать и оценивать работу учащихся, отбирать формы и методы работы на уроке в соответствии с его целями и особенностями класса. Особенно актуален сегодня портфолио по профильному обучению.
Портфолио учителя для аттестации:
Портфолио учителя для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.
Раздел 1.Общие сведения об учителе.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
Материалы с результатами освоения учащимися образовательной программы и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
Сравнительные таблицы уровня обученности и воспитанности учащихся.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся.
Самоанализ педагогической деятельности учителя по годам обучения.
Раздел 3. Деятельность, связанная с совершенствованием профессионального мастерства.
Материалы, в которых обосновывается выбор используемых технологий и методик.
Материалы участия в работе методического формирования, сотрудничество с методическими службами.
Программа и результаты инновационной деятельности.
Авторская программа изучения предмета
Авторская дидактическая система.
Планы уроков
Методические разработки тем
Тематика творческих работ для учащихся.
Тематика проектов.
Образцы тестов, контрольных работ и олимпиадных заданий.
Список проведенных внеклассных мероприятий.
Планы и сценарии внеклассных мероприятий.
Авторские программы факультативов, спецкурсов.
Перечень проведенных семинаров, мастер-классов и др.
Материалы творческих отчетов
Выступления перед педагогической общественностью.
План индивидуального профессионального роста
Материалы участия в профессиональных конкурсах.
Диагностические материалы.
Рефлексивные записки.
Анализ методических материалов и авторских разработок.
На сегодняшний день в нашей республике портфолио еще не получил широкого распространения. Тем не менее, педагог или коллектив, стремящийся к самореализации в жизни, профессии не упустит ни единого шанса стать эффективнее. И если портфолио – одна из возможностей для этого, то ее необходимо использовать.

ЗАСЕДАНИЕ МО
март, 2017 год