1. Психологическое сопровождение образовательного процесса, а также психологического здоровья обучающихся.
1. Проведение исследований в области психологии образования.
2. Создание условий для повышения уровня психологической культуры участников образовательного процесса.
3. Создание банка психолого-педагогических технологий, методических рекомендаций.
4. Создание благоприятных условий для развития ребенка и психологического климата в группе учащихся.
5. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, педагогам.
Направление работы | Средства и методы | Контингент | Срок исполнения |
Диагностика |
1. Изучение личностной компетентности младших школьников | Комплекс методик | 1кл. | Сентябрь - октябрь |
2. Определение уровня школьной тревожности | Тест Филипса | 5кл. | Октябрь |
3.Диагностика по выявлению группы риска среди подростков | Комплекс методик | 7-9 кл. | Октябрь- ноябрь |
4. Определение уровня воспитанности учащихся. Повторная диагностика. | Анкетирование | 5-9 кл. 1-4 кл. | Ноябрь май |
5. Диагностика наличия и характера тревожности в период подготовки к ОГЭ | Тестирование | 9 кл. | Ноябрь |
6. Определение психологического климата классного коллектива Повторная диагностика | Анкетирование | 1-9 кл. | Декабрь май |
7. Изучение ценностно-мотивационной сферы личности | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича | 7-8 кл. | Декабрь |
8. Диагностика личностных черт учащихся | Тестирование | 9 кл. | Январь |
9. Определение типа школьной мотивации | Методика определения школьной мотивации и эмоционального отношения к школе | 5-9 кл. | Февраль |
10. Изучение личностной компетентности младших школьников | Комплексная диагностическая | 2 кл. 4 кл. | Февраль- март март- апрель |
11. Определение уровня психологической и интеллектуальной готовности к переходу в среднее звено Повторная диагностика | Диагностика интеллектуальной готовности к переходу в ср. звено, тест Филипса | 4 кл. | Март Сентябрь |
12. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся | ДДО, Голланд, Пряжников, ТУР, Определение профессиональных склонностей, типа мышления | 8, 9 кл. | Март |
13. Диагностика психолого-педагогической готовности к школьному обучению (первичное исследование) Повторная диагностика | Комплекс методик (Семаго, Гуткина, Эльконин). | Дошкольники | Апрель - Май Сентябрь |
14. Определение статусных характеристик учащихся | Социометрия, фотография класса и т.п. | 1-9 кл. | По запросу |
15. Исследование особенностей познавательной и эмоционально- личностной сферы учащихся | Комплекс методик | 1-4 кл. | В течение года |
16. Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов школы | Анкетирование, тестирование. | 1-9 кл. | В течение года, по запросу |
17. Диагностика педагогического коллектива | - Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности. - Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. - Диагностика профессиональной компетентности учителя | Пед. состав. | В течение года |
Консультирование |
1.Индивидуальные консультации по вопросам: -половозрастных и индивидуальных особенностей школьников; - по проблемам воспитания, обучения и развития детей; - по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания; - взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Беседа, рекомендации; повышение уровня психологической компетенции учителей | Родители и лица их заменяющие, учащиеся | По запросу |
2.Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей | Беседа, рекомендации; повышение уровня психологической компетенции учителей | Пед. Состав. | По запросу |
3.Организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам профессиональных склонностей учащихся для педагогов и родителей | Анализ информации, полученной в течение года | Родители и лица их заменяющие, Учащиеся 9 кл. | Апрель-май |
4.Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста | Рекомендации | Пед. Состав. | По запросу |
Психопросвещение |
1. Предупреждение осложнений при переходе в среднее, старшее звено
| Тестирование учащихся, беседы с классными руководителями | 5 кл. | Сентябрь- ноябрь |
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся | Классный час «Чем, больше ты знаешь, тем счастливее» | 9 кл. | Декабрь |
3. Выступления на методическом объединении учителей, педагогических советах | Мини-тренинг, выступление | Классные руководители | В течение года |
4. Повышение уровня психологической компетентности | Размещение краткой информации на сайте Филиала лицея. | Учащиеся, ученики, родители | В течение года |
6. Тематические выступления на классных и общешкольных собраниях | Выступление | Родители и лица их заменяющие | В течение года |
8. Выявление учащихся, нуждающихся в психологической помощи | Анализ диагностики, беседы с учителями и т.д. | Учащиеся | В течение года |
9. Психологическая профилактика в период подготовки к ОГЭ | Тренинги, беседы | 9 кл. | В течение года |
Психопрофилактика |
1. Определение адаптивных возможностей учащихся. | Тест Филипса | 5 кл. | Сентябрь- декабрь |
2. Наблюдение за процессом адаптации к школе учащихся 1 класса. Выявление признаков дезадаптации | Составление и заполнение карт наблюдения за поведением ребенка. Методика «Школа зверей» | 1 кл. | Октябрь |
3. Профилактика тревожного поведения среди подростков | Классные часы | 7-9 кл. | Октябрь-ноябрь |
4. Психологическое занятие | «Как вести себя в стрессовых ситуациях» | 5-9 кл. | Ноябрь |
5. Повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактика синдрома профессионального выгорания | Тренинг | Педагоги | Ноябрь |
6. Психологическое занятие | «Как понимать свои чувства и чувства других людей» | 5-6 кл. | Февраль |
7. Развитие коммуникативных навыков | Тренинг общения | 8-9 кл. | Февраль-март |
8. Определение стиля общения | Тест «Умеете ли вы контролировать себя в общении» | 7-8 кл. | Апрель |
9. Внутришкольный контроль | Психолого-педагогическая характеристика класса | По графику | В течение года |
10. Информирование по результатам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое) и итогам коррекционно-развивающих мероприятий | Выступление | Родители и лица их заменяющие, педагоги | По запросу |
11. Участие в ПМПк | Комплекс методик | Учащиеся | По графику |
Развивающая и коррекционная работа |
1. Коррекционно-развивающие занятия на этапе адаптации учащихся при поступлении в 1 класс | Тренинг | 1 кл. | Сентябрь-ноябрь |
2. Коррекционно-развивающие занятия на этапе адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы | «Наши учителя», «Первый раз в 5 класс» и т.д. | 5 кл. | Октябрь-ноябрь |
3. Коррекционно-развивающие занятия на этапе подготовки к поступлению в 1 класс | «Школа будущих первоклассников» | Дошкольники | Февраль-май |
4. Индивидуально- коррекционная работа с учащимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) | Составление и реализация программы коррекционных занятий; подготовка стимульного материала | Учащиеся | В течение года |
5. Индивидуальная или групповая работа с учащимися «группы риска» | Консультации, беседы | 1-11 кл. | В течение года |
Организационно-методическая работа |
1. Разработка карты наблюдения за учащимися | Анализ литературы; обсуждение с классными руководителями | 1 кл. | Сентябрь-ноябрь |
2. Разработка журналов и папок для различных видов работы | Анализ, составление протоколов исследований | 1-9 кл. | В течение года |
3. Оформление тематических папок | Сбор и систематизация материалов | 1-9 кл. | В течение года |
4. Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария | Анализ методической литературы; сбор стимульного материала к методикам | 1-9 кл. | В течение года |
5. Комплектование и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ | Анализ литературы; создание стимульного материала к программам, занятиям | 1-9 кл. | В течение года |
6. Оказание организационно-методической помощи учителям | Подбор литературы, Помощь в организации, разработке и проведении уроков самосовершенствования, классных часов, родительских собраний | Педагоги | По запросу |
Работа, направленная на выявление и развитие одарённых детей |
1. Систематизация диагностического комплекса технологий и методик по выявлению одарённых учащихся | Подбор методик | 1-9 кл. | Сентябрь |
2. Тестирование и углубленная диагностика по выявлению одаренных детей Повторная диагностика | Диагностика | 1-9 кл. | Октябрь апрель |
3. Сбор экспертных оценок классных руководителей о наличии интеллектуально одарённых учеников в их классе | Составление списка | 1-9 кл. | В течение года |
4. Выявление одарённых детей и оказание психологической помощи способным детям | Диагностика | 1-9 кл. | В течение года |
5.Тренинговые занятия, направленные на развитие творческого потенциала учащихся. | Тренинги | 1-9 кл. | В течение года |
6. Консультирование педагогов на тему «Творчески одарённые дети: выявление и развитие. Типы одарённости» | Консультирование | Педагоги | В течение года |
7. Дистанционное консультирование педагогов и родителей на темы « Как подготовить ребенка к школе», «Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников». | Консультирование на сайте лицея | Педагоги, родители | В течение года |
Сопровождение реализации ФГОС |
1. Диагностика обучающихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сферы | Методики | 1-8 классы | В течение года |
2. Составление плана коррекционно-развивающей работы по итогам предварительной диагностики для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися | Тренинги | 1-8 классы | В течение года |
3. Консультирование педагогов по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС | Консультации | Педагоги | В течение года |
4. Проведение индивидуальной и групповой работы с родителями: консультации, диагностика, тематические тренинги | Тренинги | Родители | В течение года |
5. Развивающие занятия с обучающимися (индивидуально и в группе), направленные на развитие УУД: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера | Психологические занятия | 1-8 классы | В течение года |