СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по воспитанию мотивации учения у младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. Должна увеличиться доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности «Хочу все знать», «Люблю узнавать на уроке новое», Учителю необходимо создавать такие учебные ситуации, в которых максимально проявлялась бы активность и инициатива школьников, творческое осмысление ими осваиваемых знаний. 

Мотивы познавательные, социальные, узколичные.Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по воспитанию мотивации учения у младших школьников»

Рекомендации по воспитанию мотивации

учения у младших школьников

Все мотивы учения могут быть подразделены на три большие категории:


I – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –

а) широкие познавательные мотивы ориентируют школьника на получение новых знаний, умений, навыков («Учусь потому, что интересно», «Учусь потому, что хочу все знать»)

б) учебно-познавательные мотивы ориентируют школьника на усвоение способов добывания знаний («Хочу научиться писать сочинения», «Хочу научиться решать задачи»)

в) мотивы самообразования, определяющие направленности школьника на совершенствование своей учебной деятельности («Читаю дополнительную литературу по истории России», «Хочу самостоятельно изучать философию, потому что ее нет в школьной программе»)

Все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей, вызывают познавательную активность и инициативу в учебной деятельности.


II – связаны с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой – СОЦИАЛЬНЫЕ –

а) широкие социальные мотивы состоят в стремлении ученика получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности («Учусь потому, что хочу приносить пользу людям»)

б) узкие социальные мотивы (позиционные) состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить авторитет («Учусь, чтобы меня уважали»)

в) мотивы социального сотрудничества состоят в стремлении быть в постоянном контакте с другими людьми («Не люблю быть один дома», «Вместе веселее учиться»)


III – узколичные мотивы

а) мотивы благополучия – стремление получить одобрение, похвалу, хорошую отметку, подарок

б) престижные мотивы – желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей

в) мотивы избежания неприятностей, социального неодобрения («Учусь потому, что ругают за плохие оценки»)


К концу младшего школьного возраста психологи отмечают сформированность следующих мотивов: Iа, IIа, IIб, IIIа, IIIв. Исследования показали, что обе категории мотивов необходимы для осуществления деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности. Социальные мотивы порождаются всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь ребенка (образ жизни семьи, соц-экономические условия, семейные ценности). Они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых убеждений, иногда даже независимо от непосредственных отношений человека к самой деятельности.


Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа. В зависимости от особенностей развития ребенка учителю рекомендуется:


  1. Создавать условия для переживания ребенком непосредственной эмоциональной привлекательности школы.


  1. Уделять особое внимание формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, гимназист.


  1. Развивать познавательные интересы (см. рекомендации по развитию познавательных интересов).


  1. Развивать стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.


  1. Формировать восприятие детьми учения как серьезной общественно-значимой деятельности.


  1. Формировать у детей умение преодолевать непосредственно более сильные желания ради менее сильных, но социально более значимых, действовать в соответствии с принятым намерением, поставленной перед собой целью (см. рекомендации по развитию произвольности).


  1. Воспитывать волевые качества личности учащегося, такие как: терпеливость, ответственность, организованность и др.


  1. Развивать у ребенка «умение учиться».


В младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. К концу младшего школьного возраста ребенок должен овладеть основными структурными компонентами учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет определенную структуру: 1) мотивы учения, 2) учебные задачи, 3) учебные действия, 4) контроль, 5) оценка.

1) должна увеличиться доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («Хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое»), должны возникать избирательные интересы к отдельным учебным предметам. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Учителю необходимо создавать такие учебные ситуации, в которых максимально проявлялась бы активность и инициатива школьников, творческое осмысление ими осваиваемых знаний.

Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося. «Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на 2 вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Что мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

2) к концу младшего школьного возраста учащиеся должны уметь выделять учебную задачу (т.е. понимать, зачем нужно то или иное упражнение, что осваиваешь, когда его делаешь). Чтобы научить детей выделять учебную задачу, к концу урока ставить вопрос «Чему мы сегодня научились на уроке?» (что помогает детям понять, что они, например, не просто писали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать (или складывать) числа).

3) учащиеся должны освоить рациональные приемы учебной работы (например, прием активной мыслительной обработки запоминаемого материала).

4) учащиеся должны овладеть действиями контроля, т.е. уметь соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

5) учащиеся должны научиться анализировать содержание собственных действий, их соответствие требуемому результату, т.е. уметь оценивать свою деятельность.

Огромное влияние на формирование этого умения оказывают развернутые оценочные суждения учителя, где он сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации и только затем, как вывод из сказанного, называет отметку.


  1. Не допустить замыканий интересов школьников на отметке и других внешних по отношению к учебной деятельности моментах. Необходимо способствовать перемещению интереса с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, на способы действия.

Учителю важно помнить, что время, когда возникает у школьника дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте. Между тем ориентация школьника на способы добывания знаний имеет прямое отношение к формированию приемов самообразования, овладение которым сегодня одна из основных задач школы.


  1. Для восстановления мотивации учения неуспевающих школьников необходимо:

  • Максимум доверия к возможностям ученика

  • Дозированная помощь

  • Постепенное усложнение заданий

  1. Во избежание снижения учебной мотивации у хорошо успевающих школьников (при наличии постоянного и легкого успеха) формировать восприятие ими учения «как труда, требующего затраты определенных усилий» (В.А. Сухомлинский).


  1. В сложных случаях, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению, требуется индивидуальный анализ и не только педагогическая, но и психологическая коррекционная работа.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧ-СЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Класс_______ Месяц_______ Год_______


ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

Уровень учеб. мотивации

1














2














3














4














5














6














7














8














9














10














11














12














13














14














15














16














17














18














19














20














21














22














23














24














25














26














27














28














29














30














31














32














33















I - - %

II - - %

III - - %

IV - - %

V - - %

Анкета для определения школьной мотивации


1

Тебе нравится в школе?

Да


Не очень


Нет


2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью


Бывает по-разному


Чаще хочется остаться дома


3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался?

Пошел бы в школу


Не знаю


Остался бы дома


4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится


Бывает по-разному


Нравится


5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы


Не знаю


Хотел бы


6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?


Не хотел бы


Не знаю


Хотел бы


7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто


Редко


Не рассказываю


8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель


Точно не знаю


Хотел бы


9

У тебя в классе много друзей?

Много


Мало


Нет друзей


10

Тебе нравится твои одноклассники?

Нравятся


Не очень


Не нравятся






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!