СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Рельеф земной поверхности. Горы суши.

 

Цель:  Изучить одну из форм рельефа земной поверхности.

 

Задачи:

Образовательные: изучить новый материал.

 

Развивающие: развивать умение и навыки работы с физической и контурными картами, определять географическое положение гор, развивать умение сравнивать горы по их географическому положению.

 

Воспитательные: повысить интерес к изучению предмету, формировать научное мировоззрение, продолжить экологическое воспитание.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Форма урока: урок-исследование.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рельеф земной поверхности. Горы суши.»

Тема: Рельеф земной поверхности. Горы суши.


Цель: Изучить одну из форм рельефа земной поверхности.


Задачи:

Образовательные: изучить новый материал.


Развивающие: развивать умение и навыки работы с физической и контурными картами, определять географическое положение гор, развивать умение сравнивать горы по их географическому положению.


Воспитательные: повысить интерес к изучению предмету, формировать научное мировоззрение, продолжить экологическое воспитание.


Тип урока: изучение нового материала


Форма урока: урок-исследование.


Оборудование: физическая карта мира, атласы и контурные карты, рисунки, фотографии, иллюстрации, учебники.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


Цель сегодняшнего урока - изучить одну из форм рельефа земной поверхности.

Демонстрация фотографий Земли и Луны.


1 этап

Вопрос.

Что вы называете рельефом? Что общего между фотографиями? Какие формы рельефа вы бы выделили?

Запись в тетрадь.

Итак: «Современный рельеф-совокупность неровностей земной поверхности разного масштаба».

Рассказ

Формы рельефа различаются по нескольким признакам: размерам, строению, происхождению, истории развития

Демонстрация рисунков, фотографий

Вопрос.

Чем отличаются эти формы рельефа?

Запись

Формы рельефа:

  • Выпуклые (возвышенность, холм)

  • Вогнутые (межгорные котловины, овраги)

2 этап

Вопросы.

Что такое «холм»? (Демонстрация рисунков, фото)

Что общего у холма, вулкана, отдельно стоящей горы?

Демонстрация рисунка «Холмы, горы»

Рассмотрите рисунки в учебнике, в атласе и постарайтесь определить, что такое -горный хребет, гребень, вершина, перевал, долина.

3 этап

Следующим этапом в нашем исследовании будет определение понятие горы. Посмотрите на доску, где для вас написана «формула понятия», которая может вам помочь.

Понятие =ключевое слово +существенные признаки

Прежде чем ответить на этот вопрос. Посмотрите на изображение нескольких видов разных горных стран с разной высотой, с разным характером вершин.

Запись предложенных вариантов ключевого слова и признаков понятия нужно вести на доске.

Например: Горы

  • это участки суши

  • это участки земной коры

  • высокие;

  • имеют вершины перевалы, долины и тд.

  • различаются высотами;

  • высоко подняты над окружающей поверхностью.

Запись в тетрадь понятия горы

В качестве примера рассказ о Кавказе

Кавказ это горная страна, которая восхищала своей красотой многих поэтов, в том числе и А.С. Пушкина.

4 этап

А теперь на примере Кавказских гор по физической карте определим абсолютную преобладающую высоту. По этому принципу определите «преобладающие высоты» Уральских гор, Анд.

Заполнение схемы (работа с физической картой, учитель помогает, оформляет схему на доске)

Рельеф суши:

  • Равнины

  • Горы

Горы:

  • Низкие 500- 1000 Средний Урал

  • Средневысотные 1000-2000 Карпаты

  • Высокие более 2000 Тянь-Шань

Работа с картой

Найдите самые высокие горы-Гималаи с вершиной Эверест (Джомолумгма) -8848м, Каракорум, Памир, Анды, Кордильеры.

Когда мы изучали тему «движение земной коры», познакомились с представлениями о скорости подъёма гор.

Рассмотрим один из примеров. По современным оценкам Кавказские горы начали подниматься более 15 млн. лет назад. т.е. задолго до того, как появился человек (1 млн. лет). Предлагаю вам рассчитать, какой должна была бы быть высота гор при скорости подъёма 1 мм в год (15 км!)

Но гор с такой высотой на земле вообще нет, а преобладающие высоты Кавказа лежат в пределах 2000-3000 м и лишь его самые высокие вершины поднимаются выше 5000 м

-Чем вы это объясните?

Рассказ

Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних процессов

С одной стороны внутренние процессы

Противоположные процессы образно писал В.А.Обручев: «задача разрушительных сил- полное уничтожение гор..»

Рельефообразующие причины:

Внутренние: вулканы, землетрясения

Внешние:химические, физические. Органические.

5 этап

Следующий этпа урока: Определите географическое положение гор. Вы уже владеете приёмом ГП вулкана, поэтому с помощью плана определите ГП вместе со мной на примере Уральских гор Работа с картой стр. 154 учебника.

Много общего между определением ГП вулкана и ГП горы, но есть и отличия. Какие?

Как же определить ГП гор по градусной сетке?

6 этап

На уроке мы много узнали о горах. Теперь научимся наносить их на контурную карту

7 этап

Следующий этап исследования-научиться сравнивать ГП двух гор по плану.

План

  1. Рассмотреть объекты на карте

  2. Найти черты сходства

  3. Найти черты различия

  4. Сделать выводы

Итог урока

Итак, сегодня вы познакомились с одной из форм рельефа Земли- горой, познакомились с элементами гор. Сравнили горы по абсолютной высоте, научились определять и сравнивать ГП гор.

Домашнее задание: Сравните географическое положение Альп и Скандинавских гор и нанесите их на контурную карту.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!