СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение треугольников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформулировать теорему синусов и теорему косинусов, организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма применения этих теорем при решении задач; выделять существенные признаки при решении задач;  развивать  практические умения и навыки при выполнении вычислений, анализировать  полученную  информацию; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению - конспек урока и презентация

Просмотр содержимого документа
«Геометрия»

План-конспект урока


Гео­мет­рия 9 класс

Глава 2. Со­от­но­ше­ния между сто­ро­на­ми и уг­ла­ми тре­уголь­ни­ка. Ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние век­то­ров

Тема: «Ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков»



Цель: сформулировать теорему синусов и теорему косинусов, организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма применения этих теорем при решении задач; выделять существенные признаки при решении задач; развивать практические умения и навыки при выполнении вычислений, анализировать полученную информацию; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактическое сопровождение: карточки с формулами.

Планируемый результат:

1. Предметные: формулируют и записывают формулы;

освоение алгоритма решения задач по образцу, в общем виде.

2. Метапредметные:

  • регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную, планируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своих действий;управление своей деятельностью на уроке; совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся;

  • познавательные: проводят наблюдение, анализ; выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку; совместная (групповая) работа, выполняемая под руководством учителя;

  • коммуникативные:обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений; навыки сотрудничества.

3. Личностные: проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы; мотивация на решение проблемы; устойчивый познавательный интерес.

«Математика - царица наук» и, наверное, не каждый догадывается, что огромный толчок в развитии всей математики дала именно геометрия.

Геометрия – «измеряю землю»

Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками в роще «Академа», откуда и пошло название «академия», одним из девизов своей школы провозгласил «Не знающие геометрии не допускаются!»

Было это примерно 2400 лет тому назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой

Здрав­ствуй­те! Тема урока – «Ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков».

Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (то есть трёх сторон и трёх углов) по каким-нибудь трём данным элементам, определяющим треугольник.

Здесь мы вспом­ним ос­нов­ные опор­ные факты и решим в общем виде три ти­по­вые за­да­чи на ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков. Вна­ча­ле на­пом­ним важ­ное опре­де­ле­ние си­ну­са и ко­си­ну­са для углов α[0º; 180º].

Но, сначала проведём небольшую разминку - определение истинности (ложности) утверждения

1. И В треугольнике против угла в 150º лежит большая сторона.

2. И В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60º.

3. Л Существует треугольник со сторонами 2 см, 7 см, 3 см.

4. И Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты.

5. Л Сумма длин двух других сторон любого треугольника меньше третьей стороны.

6. И Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60º, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы.

7. Л Существует треугольник с двумя тупыми углами.

8. И В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90º.

Молодцы! Продолжаем…

Имеем окруж­ность, ра­ди­ус 1, верх­няя ее часть – оси ко­ор­ди­нат и угол a. Угол a по­стро­ен сле­ду­ю­щим об­ра­зом, по­ло­жи­тель­ная по­лу­ось х – один луч этого угла. Вто­рой луч вы­се­ка­ет точку М на еди­нич­ной по­лу­окруж­но­сти. Ко­ор­ди­на­ты точки М (хм;ум) на­зва­ли: абс­цис­са хм – это , ор­ди­на­та ум – это . Итак, имеем ÐАОМ=aÞМ (хмум)= М (;).

Это для лю­бо­го угла α[0º; 180º], по­то­му что тре­уголь­ник имеет любой угол в пре­де­лах(180º). Таким об­ра­зом, мы про­сто на­пом­ни­ли опре­де­ле­ние си­ну­са и ко­си­ну­са для лю­бо­го угла, ко­то­рый может быть углом тре­уголь­ни­ка. От­ме­тим важ­ную спе­ци­фи­ку: зна­че­ние ко­си­ну­са од­но­знач­но опре­де­ля­ет угол тре­уголь­ни­ка. По­яс­ним это при­ме­ра­ми, объ­яс­ним по­че­му.

Вот линия ко­си­ну­сов. Ко­си­нус может ме­нять­ся в пре­де­лах от -1 до 1.

При­мер 1

а) Пусть .

 от­ме­тил на линии ко­си­ну­сов, пер­пен­ди­ку­ляр, по­лу­чил един­ствен­ную точку М на окруж­но­сти. И по­лу­чил нуж­ный угол, этот угол ис­ко­мый. По­че­му он равен 45º? По­то­му что если это , то и здесь , ги­по­те­ну­за 1, либо по таб­ли­це, либо по этому тре­уголь­ни­ку по­лу­ча­ем, что имеем угол 45º.

Итак, если при ре­ше­нии задач, мы вдруг уви­де­ли , мы од­но­знач­но опре­де­ля­ем, что этот угол равен 45º.

Вто­рой при­мер.

б) если .

Вдруг вы­яс­ни­лось, что  и a – это угол тре­уголь­ни­ка, то мы долж­ны сразу по­лу­чить ответ, что a=135º.

По­че­му? Во-пер­вых, можно по таб­ли­це, а во-вто­рых, из чер­те­жа. Еди­нич­ная по­лу­окруж­ность  на линии ко­си­ну­сов – это абс­цис­са точки М, пер­пен­ди­ку­ляр, по­лу­ча­ем точку М. А зна­чит, ис­ко­мый угол АОМ. Ги­по­те­ну­за 1, катет в этом тре­уголь­ни­ке , зна­чит, либо этот угол 45º, а зна­чит, и этот угол 45º. (180º - 45º) = 135º, либо по таб­ли­це, раз у нас , то угол равен 135º.

Итак, спе­ци­фи­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что зна­че­ние ко­си­ну­са од­но­знач­но опре­де­ля­ет угол тре­уголь­ни­ка. В от­ли­чие от ко­си­ну­са зна­че­ние си­ну­са, если он за­клю­чен в пре­де­лах

 опре­де­ля­ет два угла тре­уголь­ник a1 и a2 и сумма этих углов равна 180º:

a1+a2=180º

По­яс­ним ска­зан­ное на чер­те­же. Еди­нич­ная по­лу­окруж­ность, оси ко­ор­ди­нат, вот зна­че­ние си­ну­са. Синус, кста­ти, ме­ня­ет­ся от0 до 1, вот синус ≠1, пер­пен­ди­ку­ляр. По­лу­ча­ем две точки на окруж­но­сти, точку М и точку N. Толь­ко две эти точки имеют свои ор­ди­на­ты, вот это зна­че­ние, ко­то­рое равно си­ну­су a. Пер­вая точка опре­де­ля­ет один угол АОN – на­зва­ли a1. Вто­рая точка опре­де­ля­ет угол АОМ – на­зва­ли a2. Но имеем еще один угол a2 в силу сим­мет­рии, так что a1+a2=180º. Итак, зна­че­ние си­ну­са опре­де­ля­ет два угла, в сумме со­став­ля­ю­щих 180º. И это углы тре­уголь­ни­ка, и это очень важно для ре­ше­ния тре­уголь­ни­ков.

Сде­ла­ем кон­крет­ный при­мер.

, то a1=135º.

или a2=45º

Если , то мы имеем два кон­крет­ных угла. Если это , то один из углов 135º, вот этот боль­шой угол, вто­рой угол45º. Итак, еще раз: зна­че­ние ко­си­ну­са од­но­знач­но опре­де­ля­ет угол тре­уголь­ни­ка. Зна­че­ние си­ну­са не од­но­знач­но опре­де­ля­ет угол тре­уголь­ни­ка. Зна­че­ние си­ну­са, если оно не равно 1, опре­де­ля­ет два угла тре­уголь­ни­ка, сумма ко­то­рых рав­ня­ет­ся180º.

Те­перь мы знаем, что такое синус и ко­си­нус лю­бо­го, в том числе ту­по­го угла тре­уголь­ни­ка. По­это­му мы можем опре­де­лить ко­ор­ди­на­ты всех вер­шин тре­уголь­ни­ка.

Вот на ри­сун­ке ост­ро­уголь­ный тре­уголь­ник и ту­по­уголь­ный тре­уголь­ник. Угол g ост­рый, угол g тупой. Во-пер­вых, если мы го­во­рим о ко­ор­ди­на­тах, то надо вве­сти си­сте­му ко­ор­ди­нат. Удоб­но вве­сти ее сле­ду­ю­щим об­ра­зом: на­ча­ло сов­ме­стить с одной из вер­шин, на­при­мер, с вер­ши­ной С. А ось х пу­стить по пря­мой СВ. Итак, имеем тре­уголь­ник АВС. Стан­дарт­ные обо­зна­че­ния: вер­ши­на А, длина сто­ро­ны – а ма­лень­кая; вер­ши­на В, длина сто­ро­ны – в ма­лень­кая; вер­ши­на С, длина сто­ро­ны – с ма­лень­кая; угол при вер­шине С=g, стан­дарт­ное обо­зна­че­ние. Ко­ор­ди­на­ты этой точки С – на­ча­ло ко­ор­ди­нат С(0;0). Ко­ор­ди­на­ты этой точки В(а;0), это по­нят­но. И, на­ко­нец, ко­ор­ди­на­та точки А – это ().

Это, во-пер­вых, мы вы­во­ди­ли в свое время, а во-вто­рых, можно это по­смот­реть из тре­уголь­ни­ка пря­мо­уголь­но­го, в ко­то­ром ха – катет равен: ги­по­те­ну­за умно­жить на ко­си­нус при­ле­жа­ще­го угла. Про­ти­во­ле­жа­щий катет уа есть ги­по­те­ну­за, умно­жен­ная на синус про­ти­во­ле­жа­ще­го угла. Таким об­ра­зом, вот ко­ор­ди­на­ты всех точек: А(), В(а;0), С(0;0). По виду они не ме­ня­ют­ся, если угол g тупой.

По-преж­не­му, вы­со­та вот из этого тре­уголь­ни­ка или из этого тре­уголь­ни­ка h=. Фор­му­лы для осталь­ных вер­шин те же самые.

Итак, если мы знаем, что такое синус и ко­си­нус для угла тре­уголь­ни­ка, то мы можем найти ко­ор­ди­на­ты всех его вер­шин через синус и ко­си­нус угла. Зная ко­ор­ди­на­ты вер­шин тре­уголь­ни­ка, мы в свое время по­лу­чи­ли фор­му­лу для пло­ща­ди через синус угла. На­пом­ним ее.

От­ку­да взя­лась эта фор­му­ла? Вспом­ним, что пло­щадь, мы давно счи­та­ли по из­вест­ной фор­му­ле:  ос­но­ва­ния на вы­со­ту, ко­то­рая про­ве­де­на к этому ос­но­ва­нию . Но вы­со­та есть ор­ди­на­та точки А, а ор­ди­на­та точки А (толь­ко что мы го­во­ри­ли) – это , т.к. h=, то под­ста­ви­ли в фор­му­лу для пло­ща­ди и по­лу­чи­ли ре­зуль­тат: .

Итак, пло­щадь тре­уголь­ни­ка есть по­ло­ви­на про­из­ве­де­ния двух его сто­рон, длин его сто­рон, точ­нее, на синус угла между ними. Далее с по­мо­щью этой фор­му­лы мы по­лу­чи­ли тео­ре­му си­ну­сов. На­пом­ним и ее. Тео­ре­ма си­ну­сов утвер­жда­ет: от­но­ше­ние длины сто­ро­ны к си­ну­су про­ти­во­ле­жа­ще­го угла тре­уголь­ни­ка есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная для дан­но­го тре­уголь­ни­ка, а имен­но:

.

На­пом­ним также, что вывод мгно­вен­но сле­ду­ет из фор­му­лы из пло­ща­ди тре­уголь­ни­ка

=

=

Важ­ным ин­стру­мен­том при ре­ше­нии тре­уголь­ни­ков яв­ля­ет­ся тео­ре­ма ко­си­ну­сов. На­пом­ним ее. Вот АВС, сто­ро­на а, сто­ро­наb, сто­ро­на с. Тре­уголь­ник по­ме­щен в ко­ор­ди­нат­ную плос­кость, оси ко­ор­ди­нат ху. Ко­ор­ди­на­ты каж­дой вер­ши­ны мы сей­час умеем на­хо­дить. Вот ко­ор­ди­на­ты вер­ши­ны А(), это  – одна ко­ор­ди­на­та, абс­цис­са;  - вто­рая ко­ор­ди­на­та, ор­ди­на­та. Через эти ко­ор­ди­на­ты мы на­хо­дим длину АВ, и в ре­зуль­та­те по­лу­чи­ли тео­ре­му ко­си­ну­сов, ко­то­рая зву­чит сле­ду­ю­щим об­ра­зом: с222-2ав. На­пом­ним сло­вес­ную фор­му­ли­ров­ку: квад­рат сто­ро­ны равен сумме квад­ра­тов двух дру­гих сто­рон без удво­ен­но­го про­из­ве­де­ния этих сто­рон на ко­си­нус угла между ними.

Это, как мы пом­ним, обоб­ще­ние тео­ре­мы Пи­фа­го­ра. Если бы угол g был пря­мым, то с была бы ги­по­те­ну­зой, квад­рат ги­по­те­ну­зы был бы равен сумме квад­ра­тов ка­те­тов. Но это для пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка. Тео­ре­ма ко­си­ну­сов для лю­бо­го тре­уголь­ни­ка. И тео­ре­ма си­ну­сов, и тео­ре­ма ко­си­ну­сов – это важ­ней­шие ин­стру­мен­ты для ре­ше­ния тре­уголь­ни­ков. На­пом­ним, что озна­ча­ет слово «ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков». Это озна­ча­ет, что сле­ду­ет найти все сто­ро­ны, все три сто­ро­ны и все три угла тре­уголь­ни­ка. Вот одна из ти­по­вых задач.

За­да­ча

В АВС даны ав, g (две сто­ро­ны и угол между ними). Даны три эле­мен­та тре­уголь­ни­ка. Найти с, a, b, т.е. осталь­ные эле­мен­ты тре­уголь­ни­ка. Про­ком­мен­ти­ру­ем еще раз усло­вия. Вот АВС, сто­ро­на а, длина ее из­вест­на. Сто­ро­на в, длина ее из­вест­на. И ве­ли­чи­на угла между ними, т.е. три эле­мен­та тре­уголь­ни­ка из­вест­ны. Надо найти осталь­ные три эле­мен­та, т.е. долж­ны быть из­вест­ны три сто­ро­ны, длины этих сто­рон и ве­ли­чи­ны углов.

Ре­ше­ние:

1) с=

2) 

3) b=180º-(a+g).

Вот из­ве­стен угол g, все­гда по­лез­но на­пи­сать тео­ре­му ко­си­ну­сов для про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны.

1) На­пи­са­ли с222-2ав.

Для того чтобы найти с, надо взять Ö из этого вы­ра­же­ния. Таким об­ра­зом, тео­ре­ма ко­си­ну­сов мгно­вен­но поз­во­ля­ет найти про­ти­во­ле­жа­щую сто­ро­ну, про­ти­во­ле­жа­щую углу g. Нашли. Зна­чит, каким об­ра­зом найти угол a?

2) Для этого надо на­пи­сать тео­ре­му ко­си­ну­сов для про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны:

, т.е. на­пи­са­ли тео­ре­му ко­си­ну­сов для про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны, по­лу­чи­ли урав­не­ние для ко­си­ну­са и нашли ко­си­нус. Нашли ко­си­нус, а по ко­си­ну­су угла на­хо­дим сам угол, при­чем мы го­во­ри­ли, что угол a в тре­уголь­ни­ке од­но­знач­но задан, если задан ко­си­нус этого угла. Итак, угол a най­ден.

3) Оста­лось найти угол b. Сумма трех углов тре­уголь­ни­ка 180º, зна­чит, угол b – это 180º минус сумма двух уже из­вест­ных нам углов a и g.

Таким об­ра­зом, пер­вая стан­дарт­ная за­да­ча ре­ше­на. На­пом­ним ее связь с при­зна­ком ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков. Ведь два тре­уголь­ни­ка равны, если две сто­ро­ны со­от­вет­ству­ю­щие равны и угол между ними равен. То есть две сто­ро­ны и угол од­но­знач­но за­да­ют тре­уголь­ник. Вот они за­да­ны, и по­лу­чил­ся тре­уголь­ник. Все осталь­ные эле­мен­ты этого тре­уголь­ни­ка мы нашли с по­мо­щью тео­ре­мы ко­си­ну­сов. За­да­ча ре­ше­на.

Сле­ду­ю­щая ти­по­вая за­да­ча по ре­ше­нию тре­уголь­ни­ков.

За­да­ча. В АВС из­вест­на длина сто­ро­ны а, ве­ли­чи­ны углов b и g (сто­ро­на и два при­ле­жа­щих к ней угла). Тре­бу­ет­ся ре­шить тре­уголь­ник, т.е. найти недо­ста­ю­щие эле­мен­ты, а имен­но: ве­ли­чи­ну угла a, вс – длины сто­рон. Ре­ше­ние. Ис­поль­зу­ем тео­ре­му си­ну­сов, нам нужно найти длину в:

.

Длина одной сто­ро­ны най­де­на по тео­ре­ме си­ну­сов. Далее на­хо­дим длину тре­тьей сто­ро­ны по той же тео­ре­ме си­ну­сов: . За­да­ча ре­ше­на.

Тре­уголь­ник, как мы знаем, за­да­ет­ся тремя сто­ро­на­ми. Сле­ду­ю­щая за­да­ча опи­ра­ет­ся на этот факт.

За­да­ча. В АВС даны длины трех сто­рон авс. Найти все углы a, b, g. Стан­дарт­ные обо­зна­че­ния, тре­уголь­ник по­яс­ня­ет ска­зан­ное. Сто­ро­ны из­вест­ны, надо найти углы. Ре­ше­ние: по тео­ре­ме ко­си­ну­сов пишем тео­ре­му ко­си­ну­сов для сто­ро­ны а и на­хо­дим ко­си­нус угла a

1) 

Та­ко­ва тео­ре­ма ко­си­ну­сов для угла a для сто­ро­ны а. Нашли ко­си­нус, а по ко­си­ну­су мы од­но­знач­но на­хо­дим угол a. Ана­ло­гич­но дей­ству­ем для ко­си­ну­са b.

2) 

Нашли ко­си­нус b, он од­но­знач­но за­да­ет угол b. Если мы знаем два угла тре­уголь­ни­ка a и b, то тре­тий угол на­хо­дим как раз­ность:

3) g=180º-(a+b)

За­да­ча ре­ше­на.

Итак, мы по­вто­ри­ли ос­нов­ные опор­ные факты и ре­ши­ли три ти­по­вые за­да­чи по ре­ше­нию тре­уголь­ни­ков. На сле­ду­ю­щем уроке мы про­дол­жим ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков в ос­нов­ном с кон­крет­ны­ми ис­ход­ны­ми дан­ны­ми.

Домашнее задание: № 1020-1022 стр. 261



Спасибо за урок!



Просмотр содержимого презентации
«решение треугольников 9 кл»

Глава 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов   Тема: «Решение треугольников » Геометрия 9 класс Учитель математики МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина  г. Моздок РСО-Алания Реутова Мария Николаевна

Глава 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов Тема: «Решение треугольников »

Геометрия 9 класс

Учитель математики

МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина

г. Моздок РСО-Алания

Реутова Мария Николаевна

«Математика - царица наук» и, наверное, не каждый догадывается, что огромный толчок в развитии всей математики дала именно геометрия. Геометрия – «измеряю землю» Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками в роще «Академа», откуда и пошло название «академия», одним из девизов своей школы провозгласил «Не знающие геометрии не допускаются!» Было это примерно 2400 лет тому назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой

«Математика - царица наук» и, наверное, не каждый догадывается, что огромный толчок в развитии всей математики дала именно геометрия.

Геометрия – «измеряю землю»

Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками в роще «Академа», откуда и пошло название «академия», одним из девизов своей школы провозгласил «Не знающие геометрии не допускаются!»

Было это примерно 2400 лет тому назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой

Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (то есть трёх сторон и трёх углов) по каким-нибудь трём данным элементам, определяющим треугольник.

Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (то есть трёх сторон и трёх углов) по каким-нибудь трём данным элементам, определяющим треугольник.

Определите, истинно или ложно утверждение…   В треугольнике против угла в 150º лежит большая сторона

Определите, истинно или ложно утверждение…

В треугольнике против угла в 150º лежит большая сторона

Определите, истинно или ложно утверждение…   В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60º

Определите, истинно или ложно утверждение…

В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60º

Определите, истинно или ложно утверждение…   Существует треугольник со сторонами 2 см, 7 см, 3 см.

Определите, истинно или ложно утверждение…

Существует треугольник со сторонами 2 см, 7 см, 3 см.

Определите, истинно или ложно утверждение… Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты

Определите, истинно или ложно утверждение…

Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты

Определите, истинно или ложно утверждение… Сумма длин двух других сторон любого треугольника меньше третьей стороны.

Определите, истинно или ложно утверждение…

Сумма длин двух других сторон любого треугольника меньше третьей стороны.

Определите, истинно или ложно утверждение… Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60º, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы

Определите, истинно или ложно утверждение…

Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60º, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы

Определите, истинно или ложно утверждение… Существует треугольник с двумя тупыми углами

Определите, истинно или ложно утверждение…

Существует треугольник с двумя тупыми углами

Определите, истинно или ложно утверждение… В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90º

Определите, истинно или ложно утверждение…

В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90º

Молодцы!   Продолжаем …

Молодцы! Продолжаем

ВСПОМНИМ… Сумма углов треугольника 180 о А  А +  В +  С = 180 о В С

ВСПОМНИМ…

Сумма углов треугольника 180 о

А

  •  А +  В +  С = 180 о

В

С

Теорема синусов. . отношение длины стороны к синусу противолежащего угла треугольника есть величина постоянная для данного треугольника, а именно: А в с В а

Теорема синусов.

.

отношение длины стороны к синусу противолежащего угла треугольника есть величина постоянная для данного треугольника, а именно:

А

в

с

В

а

Теорема косинусов. Квадрат стороны треугольника  равен сумме квадратов двух  других сторон минус удвоенное  произведение этих сторон на  косинус угла между ними.   АВ 2 = АС 2 + ВС 2 – 2АС  ВС  cos  C В А С

Теорема косинусов.

Квадрат стороны треугольника

равен сумме квадратов двух

других сторон минус удвоенное

произведение этих сторон на

косинус угла между ними.

АВ 2 = АС 2 + ВС 2 – 2АС ВС cos C

В

А

С

а 2 +в 2 остроугольный , если с 2 прямоугольный , если с 2 = а 2 +в 2" width="640"

Это нужно запомнить!

  • В треугольнике против большей стороны лежит больший угол, и обратно.
  • Косинус большего угла можно найти по формуле из теоремы косинусов.
  • Треугольник, у которого с наибольшая сторона, будет

тупоугольный , если с 2 а 2 +в 2

остроугольный , если с 2

прямоугольный , если с 2 = а 2 +в 2

При определении угла треугольника лучше находить его косинус, чем синус.   Это связано с тем, что синус не различает смежные углы.

При определении угла треугольника лучше находить его косинус, чем синус. Это связано с тем, что синус не различает смежные углы.

ТИПЫ ЗАДАЧ

ТИПЫ ЗАДАЧ

  • Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
  • Решение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.
  • Решение треугольника по трем сторонам.
Задача 1 В  ∆ АВС  даны  а, в,  С (две стороны и угол между ними). Даны три элемента треугольника. Найти : с,  А,  В, т.е. остальные элементы треугольника.

Задача 1

В  ∆ АВС  даны  а, в, С (две стороны и угол между ними). Даны три элемента треугольника.

Найти : с, А, В, т.е. остальные элементы треугольника.

∆ АВС Дано: а, в,  С Найти: с,  А,  В. В ? а Решение: 1.По теореме косинусов с = С ? ?  А С в 2.По теореме косинусов  3.  A=18O о  -  A -  C

АВС

Дано:

а, в, С

Найти: с, А, В.

В

?

а

Решение: 1.По теореме

косинусов с =

С ?

?

А

С

в

2.По теореме косинусов

3. A=18O о - A - C

Задача 2 В ∆АВС известна длина стороны  а , величины углов  В ,   C (сторона и два прилежащих к ней угла). Требуется решить треугольник, т.е. найти недостающие элементы, а именно: величину угла   A, b, c.  – длины сторон.

Задача 2

В ∆АВС известна длина стороны  а , величины углов  В ,  C (сторона и два прилежащих к ней угла).

Требуется решить треугольник, т.е. найти недостающие элементы, а именно: величину угла  A, b, c.  – длины сторон.

ЗАДАЧА 2   В Дано:∆ A BC, a,   В ,   C . Найти:b, c ,   A. Решение:1.  A=180 о  -  B -  C . 2. По теореме синусов с? а ? А b? С b=  c =

ЗАДАЧА 2

В

Дано:∆ A BC,

a,  В ,  C .

Найти:b, c ,  A.

Решение:1.  A=180 о -  B -  C .

2. По теореме синусов

с?

а

?

А

b?

С

b=

c =

Задача 3 В ∆АВС даны длины трех сторон а, в, с. Найти все углы  A,  B ,  C.

Задача 3

В ∆АВС даны длины трех сторон а, в, с. Найти все углы  A,  B ,  C.

ЗАДАЧА 3.   Дано:∆ABC  a,  b,  c . Найти:  A,  B ,  C. Решение: 1.По теореме косинусов В ? c а ? A ? b С

ЗАДАЧА 3.

Дано:∆ABC

a, b, c .

Найти:  A,  B ,  C.

Решение:

1.По теореме косинусов

В

?

c

а

?

A

?

b

С

Домашнее задание : № 1020-1022 стр. 261

Домашнее задание :

№ 1020-1022 стр. 261


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя