Просмотр содержимого документа
«Решение задач методом ключевых ситуаций»
Обучение решению задач методом ключевых ситуаций
Преподаватель физики ГБПОУ «КМТ»
З. Г. Хасанова (по материалам вэбинаров
Организованных издательством БИНОМ)
Метод ключевых ситуаций – обучение решению задач методом постановки задач
Типовое задание: ИССЛЕДОВАТЬ предложенную ситуацию:
- определить, какие закономерности для неё справедливы;
- применить их для постановки задач и их решения;
- изменить ситуацию и исследовать последствия изменений.
Важно научить студентов видеть в формулах не шаблоны для подстановки численных значений при решении уже поставленных задач, а источник задач .
Задачи — это не контроль «усвоения теории», а способ освоения теории .
Возможность организовать работу всей группы (учимся, играя).
- Необходима система обучающих задач, которые учат исследованию.
- Это – задачи на постановку вопросов!
- Если в курсе физики изучают так мало явлений, то откуда берутся тысячи задач?
- Если наши студенты найдут ответ на этот вопрос, они получат «золотой ключик», потому что научаться ставить задачи.
Методика использования МКС
- По описанию ключевой ситуации вместе со студентами ставим вопросы , применительно к этой ситуации.
- Рассматриваем как ответы на эти вопросы порождают новые вопросы – а это уже исследование.
- Формируем у студентов исследовательский подход: они не только решают задачи , но сами их ставят.
РАСЧЁТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
Какие закономерности справедливы для этой ситуации?
Соревнование между группами учеников
Воспользуйтесь законом сохранения электрического заряда и определением силы тока.
Воспользуйтесь тем, что работа электростатического поля по перемещению заряда по двум последовательно соединённым проводникам равна сумме работ по перемещению заряда по каждому проводнику.
Разделите уравнение U = U 1 + U 2 на силу тока I в данном участке цепи и воспользуйтесь тем, что I = I 1 = I 2 .
Чему равны общее сопротивление, сила тока,
напряжения на проводниках?
«Теория» усваивается в задачах!
Какие наборы физических величин ПОЛНОСТЬЮ определяют ситуацию?
Соревнование между группами учеников
Какие задачи можно поставить, используя эти соотношения?
Соревнование между группами учеников
Генератор задач по ключевой ситуации
- Взять любой набор физических величин, полностью определяющих ситуацию.
- Задать значения этих величин и найти значения всех остальных величин, используя написанные соотношения.
- Для составления задач можно выбирать из полученного набора значений всех величин некоторые в качестве заданных . Цель: найти значения остальных величин ( искомых ).
- Можно эффективно использовать при составлении вариантов заданий для самостоятельных и контрольных работ.
Пример
А
А
Б
Качественное исследование ключевой ситуации
- Качественное исследование самое полезное для формирования физической интуиции , а обучение физике — это прежде всего формирование физической интуиции (а не заучивание формулировок законов и определений!).
- Качественные задания — одни из наиболее трудных на экзаменах, потому что требуют понимания физических процессов и явлений , а не подстановки численных значений в готовые формулы.
- Для успешного решения качественных задач и качественного исследования ситуации нужно научить ребят видеть в физической формуле не шаблон для подстановки численных значений, а вид функциональной зависимости : от чего и как зависит величина, выражаемая формулой, и как она изменяется (уменьшается или увеличивается) при изменении входящих в формулу величин.
Наибольшее напряжение на резисторе 4 , наименьшее — на резисторах 1 и 2.
Наибольшая сила тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 .
Наибольшая мощность тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 .
Р 2 станет равной нулю, Р 3 увеличится, Р 4 не изменится.
Р 2 увеличится, Р 3 уменьшится, Р 4 не изменится.