СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач методом ключевых ситуаций

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта применения метода ключевых ситуаций на уроках физики....

Просмотр содержимого документа
«Решение задач методом ключевых ситуаций»

Обучение решению задач  методом ключевых ситуаций Преподаватель физики ГБПОУ «КМТ» З. Г. Хасанова (по материалам вэбинаров Организованных издательством БИНОМ)

Обучение решению задач методом ключевых ситуаций

Преподаватель физики ГБПОУ «КМТ»

З. Г. Хасанова (по материалам вэбинаров

Организованных издательством БИНОМ)

Метод ключевых ситуаций – обучение решению задач методом постановки задач Типовое задание: ИССЛЕДОВАТЬ предложенную ситуацию: определить, какие закономерности для неё справедливы; применить их для постановки задач и их решения; изменить ситуацию и исследовать последствия изменений.  Важно научить студентов видеть в формулах не шаблоны  для подстановки численных значений при решении уже поставленных задач, а источник задач . Задачи — это не контроль «усвоения теории», а способ освоения теории . Возможность организовать работу всей группы (учимся, играя).

Метод ключевых ситуаций – обучение решению задач методом постановки задач

Типовое задание: ИССЛЕДОВАТЬ предложенную ситуацию:

  • определить, какие закономерности для неё справедливы;
  • применить их для постановки задач и их решения;
  • изменить ситуацию и исследовать последствия изменений.

Важно научить студентов видеть в формулах не шаблоны для подстановки численных значений при решении уже поставленных задач, а источник задач .

Задачи — это не контроль «усвоения теории», а способ освоения теории .

Возможность организовать работу всей группы (учимся, играя).

Необходима система обучающих задач, которые учат исследованию. Это – задачи на постановку вопросов! Если в курсе физики изучают так мало явлений, то откуда берутся тысячи задач? Если наши студенты найдут ответ на этот вопрос, они получат «золотой ключик», потому что научаться ставить задачи.
  • Необходима система обучающих задач, которые учат исследованию.
  • Это – задачи на постановку вопросов!
  • Если в курсе физики изучают так мало явлений, то откуда берутся тысячи задач?
  • Если наши студенты найдут ответ на этот вопрос, они получат «золотой ключик», потому что научаться ставить задачи.

Методика использования МКС По описанию ключевой ситуации вместе со студентами ставим вопросы , применительно к этой ситуации. Рассматриваем как ответы на эти вопросы порождают новые вопросы – а это уже исследование. Формируем у студентов исследовательский подход: они не только решают задачи , но сами их ставят.

Методика использования МКС

  • По описанию ключевой ситуации вместе со студентами ставим вопросы , применительно к этой ситуации.
  • Рассматриваем как ответы на эти вопросы порождают новые вопросы – а это уже исследование.
  • Формируем у студентов исследовательский подход: они не только решают задачи , но сами их ставят.
РАСЧЁТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

РАСЧЁТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Какие закономерности справедливы для этой ситуации? Соревнование между группами учеников

Какие закономерности справедливы для этой ситуации?

Соревнование между группами учеников

Воспользуйтесь законом сохранения электрического заряда и определением силы тока. Воспользуйтесь тем, что работа электростатического поля по перемещению заряда по двум последовательно соединённым проводникам равна сумме работ по перемещению заряда по каждому проводнику.

Воспользуйтесь законом сохранения электрического заряда и определением силы тока.

Воспользуйтесь тем, что работа электростатического поля по перемещению заряда по двум последовательно соединённым проводникам равна сумме работ по перемещению заряда по каждому проводнику.

Разделите уравнение U = U 1 + U 2 на силу тока I в данном участке цепи и воспользуйтесь тем, что I = I 1 = I 2 .

Разделите уравнение U = U 1 + U 2 на силу тока I в данном участке цепи и воспользуйтесь тем, что I = I 1 = I 2 .

Чему равны общее сопротивление, сила тока, напряжения на проводниках? «Теория» усваивается в задачах!

Чему равны общее сопротивление, сила тока,

напряжения на проводниках?

«Теория» усваивается в задачах!

Какие наборы физических величин ПОЛНОСТЬЮ определяют ситуацию? Соревнование между группами учеников

Какие наборы физических величин ПОЛНОСТЬЮ определяют ситуацию?

Соревнование между группами учеников

Какие задачи можно поставить, используя эти соотношения? Соревнование между группами учеников

Какие задачи можно поставить, используя эти соотношения?

Соревнование между группами учеников

Генератор  задач по ключевой ситуации Взять любой набор физических величин, полностью определяющих ситуацию. Задать значения этих величин и найти значения всех остальных величин, используя написанные соотношения. Для составления задач можно выбирать из полученного набора значений всех величин некоторые в качестве заданных . Цель: найти значения остальных величин ( искомых ). Можно эффективно использовать при составлении вариантов заданий для самостоятельных и контрольных работ.

Генератор задач по ключевой ситуации

  • Взять любой набор физических величин, полностью определяющих ситуацию.
  • Задать значения этих величин и найти значения всех остальных величин, используя написанные соотношения.
  • Для составления задач можно выбирать из полученного набора значений всех величин некоторые в качестве заданных . Цель: найти значения остальных величин ( искомых ).
  • Можно эффективно использовать при составлении вариантов заданий для самостоятельных и контрольных работ.
Пример

Пример

А А Б

А

А

Б

Качественное исследование ключевой ситуации Качественное исследование самое полезное для формирования физической интуиции , а обучение физике — это прежде всего формирование физической интуиции (а не заучивание формулировок законов и определений!). Качественные задания — одни из наиболее трудных на экзаменах, потому что требуют понимания физических процессов и явлений , а не подстановки численных значений в готовые формулы. Для успешного решения качественных задач и качественного исследования ситуации нужно научить ребят видеть в физической формуле не шаблон для подстановки численных значений, а вид функциональной зависимости : от чего и как зависит величина, выражаемая формулой, и как она изменяется (уменьшается или увеличивается) при изменении входящих в формулу величин.

Качественное исследование ключевой ситуации

  • Качественное исследование самое полезное для формирования физической интуиции , а обучение физике — это прежде всего формирование физической интуиции (а не заучивание формулировок законов и определений!).
  • Качественные задания — одни из наиболее трудных на экзаменах, потому что требуют понимания физических процессов и явлений , а не подстановки численных значений в готовые формулы.
  • Для успешного решения качественных задач и качественного исследования ситуации нужно научить ребят видеть в физической формуле не шаблон для подстановки численных значений, а вид функциональной зависимости : от чего и как зависит величина, выражаемая формулой, и как она изменяется (уменьшается или увеличивается) при изменении входящих в формулу величин.
Наибольшее напряжение на резисторе 4 , наименьшее — на резисторах 1 и 2. Наибольшая сила тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 . Наибольшая мощность тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 . Р 2 станет равной нулю, Р 3 увеличится, Р 4 не изменится. Р 2 увеличится, Р 3 уменьшится, Р 4 не изменится.

Наибольшее напряжение на резисторе 4 , наименьшее — на резисторах 1 и 2.

Наибольшая сила тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 .

Наибольшая мощность тока в резисторе 4 , наименьшая — в резисторах 1 и 2 .

Р 2 станет равной нулю, Р 3 увеличится, Р 4 не изменится.

Р 2 увеличится, Р 3 уменьшится, Р 4 не изменится.