Урок
Тема урока «Решение задач на нахождение наибольшего и
наименьшего значения функции»
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.
Цели
образовательная:
развивающая:
воспитывающая:
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Обоснование значения изучаемой темы и цели урока. План урока.
Тема сегодняшнего урока – «Решение задач на нахождение наибольшего и наимень-шего значения функции».
Еще в 19 в. Великий русский математик П.Л. Чебышев в своей работе «Черчение географических карт» писал, что «особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды». С такими задачами приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы получилось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.
Задачи такого рода носят общее название задач на оптимизацию. В самых простых задачах, с которыми мы сегодня познакомимся, мы имеем дело с величиной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй величины, чтобы первая приняла наибольшее или наименьшее значение.
С развитием информационных технологий появилась возможность упростить решение оптимизационных задач посредством составления программ, этим занимаются программисты. Для составления программ, решающих задачи оптимизации, важно уметь построить общую математическую модель, а потом реализовать ее на языке программирования.
Составлением математических моделей и их решением мы сегодня и будем заниматься. В курсе «Математические методы» наша задача усложнится, и мы научимся решать более сложные задачи оптимизации.
Цель урока – научиться решать простейшие задачи оптимизации.
План урока: 1. Проверка домашнего задания и проверка изученного.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Проверка изученного (тест).
Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала.
К доске вызываются двое учащихся, которые записывают решение домашних задач.
В это же время остальным задаются вопросы:
Назовите производную степенной функции;
Назовите производную sin, cos;
Что такое ускорение?
Что такое скорость?
Достаточный признак возрастания функции;
Достаточный признак убывания функции;
Признак максимума функции;
Признак минимума функции.
Изучение нового материала.
Задача: «Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.»
Учащимся предлагается самостоятельно решить эту задачу.
Они предлагают варианты ответов: 10 и 14, 5 и 19, 1 и 23, 3 и 21, 12 и 12.
Правильный ответ 12 и 12.
А теперь решим эту задачу, составив математическую функцию и исследовав ее на минимальное значение.
1)Пусть первое число = х, тогда второе число равно 24-х. По условию задачи сумма квадратов этх чисел должна быть наименьшей, составим функцию.
f(x)= x2 + (24-x)2
2)f(x)= 2x2 – 28x + 576,
Найдем производную: f,(x)= 4x – 48,
Найдем нули производной: х=12,

-
Т.к. в точке х=12 производная функции меняет знак с «- » на «+», то в этой точке функция достигает минимума.
Ответ: 12 и 12.
№312
Число 4 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
Решение.1)Пусть первое число равно х, тогда второе число равно 4-х. По условию задачи произведение этих чисел должно быть наибольшим, составим функцию.
f(x)= x (4 – x),
2) Найдем производную: f,(x)=4 - 2х,
3) Найдем нули производной: х= 2,
4)
-
Т. к. в точке х= 2 производная функции меняет знак с « +» на «-», то в этой точке функция достигает максимума.
Ответ: 2 и 2.
№319
Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна 20 см.
Решение. 1)Пусть АВ= х см, тогда АД =
. Площадь сечения должна быть наибольшей, т.е.
2)
;
3)
;
4) Найдем нули производной: 1600х-2х3=0; х=0 или х=
х=0 не удовлетворяет условию задачи. 
5) Т.К. в точке х=
производная функции меняет свой знак с «+» на «-», т в этой точке функция достигает своего максимального значения.
Ответ:
и
.
№321.
А | Решение. 1)Пусть АС=х км, тогда ОС= , СВ= 5-х. Т.к. , то  |
2) 
3) Найдем нули производной:


Т.к.в точке х=4 производная функции меняет знак с «- » на «+», то в этой точке функция достигает минимума.
Ответ: 4 и 1.
Проверка качества (тест).
Задание на дом: №313, 316.