Татьяна Никифоровна Наумова,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2,
г. Ханты-Мансийск
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ: ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Ключевые слова. Экологическое воспитание, окружающий мир, отношение к природе, развитие личности ребенка, организация проектной деятельности, воспитательный потенциал учебника, сохранение для потомков бесценного наследства.
Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –
Я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка –
Я не поверю воздуху.
И лес без зверей с одними людьми – не лес.
М. Пришвин
Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрагивают всё человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими. Главная тому причина – экологическая безответственность. Загрязняется всё: воздух, воды, почвы. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. В нашем крае в результате воздействия нефтегазового комплекса окружающей среде нанесен колоссальный ущерб. Необходимо обеспечить выход из надвигающейся социально – экологической катастрофы. Решение этой экологической проблемы зависит не только от специалистов по охране окружающей среды. Ее нужно решать, как говорят, «всем миром»: через систему непрерывного экологического образования вырабатывать экологическое сознание, экологическую культуру.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Вот поэтому начальную школу считаю важным звеном в системе экологического воспитания.
Экологическое воспитание обучающихся - одна из важнейших задач общества и образования, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому мы, учителя, для решения данной проблемы должны не только давать знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.
Экологическое воспитание детей предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, проявить желание сохранить ее);
участие детей в посильной для них практической деятельности по уходу за животными и растениями, по защите и охране природы.
Экологическое воспитание я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированности осознанного гуманного отношения к природе считаю следующее:
понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в окружающей природе и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
проявление действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе.
Главное при формировании гуманного отношения к природе, понимание детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Учитывая возрастные особенности обучающихся младших классов, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, а также через сострадание и сопереживание постепенно вырабатывается эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Считаю очень важным учить замечать действия других людей, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие), и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.
Для формирования у школьников гуманного отношения к природе я включаю их в посильную для их возраста практическую деятельность. Дети
активно и с удовольствием участвуют в городских акциях «Добро пожаловать, птицы!», «Птица года»; в традиционных в нашей школе операциях «Птичья столовая», «Кормушка», «Скворечник»; в выставках рисунков «Прилетайте в гости к нам», «Птицы – наши друзья» и т.д.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты. Я стараюсь всегда обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие. Замечая красоту жизни, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Все, что дети переживают, что проходит через их чувства часто изображается на бумаге. Нами были подготовлены выставки рисунков «Славная осень!», «Прогулки по археопарку», «Золото заката» и др.
Мною составлена программа «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов, где решаются не только обучающие и развивающие задачи, но и нравственные. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира помогают репродукции русских художников пейзажистов и анималистов. За успешное участие в региональном конкурсе «Моя Югра», во Всероссийском конкурсе «Очарование цветов», Международном конкурсе детских талантов «На пороге осени» и др. мои обучающиеся получили грамоты, дипломы за призовые места. Дети моих классов принимают постоянное участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику в городе и в нашей школе: «Берегите лес от пожара», ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок «Осторожно, огонь!».
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения. Универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса.
Для первоклассников мною была составлена образовательная программа внеурочной деятельности «Мы в природе» (2014-2015г). Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде. Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно-прикладным творчеством. Программа носит комплексный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: природоведение, экология, краеведение, литература, изобразительное искусство, технология. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Во 2-х классах с 2015-2016 учебного года в МБОУ СОШ № 2 реализуется курс "Югра - мое наследие" (Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.). В 2016-2017 учебном году продолжается реализация данного курса в 3-х классах. Цель курса: формирование смысловых установок деятельности для развития у себя и в своем окружении культуры в интересах устойчивого развития местного сообщества, своего края, Родины. При изучении курса открываются большие возможности для экологического образования и воспитания, так как этот курс выступает привлечением младших школьников к богатому природному наследию родного края и культурному наследию, созданному представителями всех национальностей, проживающих в Югре, с обязательным включением традиционной культуры коренных народов севера.
Чем интересен курс "Югра - мое наследие "?
Во-первых: он позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Во-вторых: изучаемый материал прорабатывается трижды: в виде занимательного предисловия, который повышает познавательный интерес для учащихся с низким уровнем готовности к обучению и позволяет увидеть проблему тем, кто проявляет повышенный интерес к истории края или обладает лучшими навыками работы с текстом. Потом идет основной текст параграфа, где излагаются факты, объясняются причинно-следственные связи и краткие выводы, позволяющие концентрировать внимание на наиболее значимых идеях, изложенных в параграфе. В-третьих: в учебнике много иллюстраций, красочных фотографий, что является посильным для учащихся с разным уровнем развития. Вместе с тем, практически каждый параграф снабжён дополнительным материалом для более способных ребят. Вопросы также носят разноуровневый характер, причём, выстроены по принципу: от простого к сложному. Это удобно и для работы в классе, и для вариативности домашнего задания. Особое внимание авторы учебника уделяют повседневной жизни, быту, хозяйственным занятиям коренных жителей Югры.
Учебник особенный и очень, на наш взгляд, нужный сегодня, так как имеет огромный воспитательный потенциал. Материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашего края. Недаром учебник начинается с обращения автора к юным жителям Югры, которое усиливает воспитательный потенциал учебника и предмета в целом. Работа с учебником позволяет учащимся формировать и ряд общеучебных умений: распознавать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать. УМК Дзятковской Е.Н., Захлебного А.Н. дополнен рабочей тетрадью для учащихся. Рабочая тетрадь делает изучение края ещё более удобным и интересным.
Большой вклад в экологическое образование вносят уроки литературного чтения и окружающего мира. На уроках литературного чтения в процессе работы над сказками, пословицами и поговорками, песнями, загадками использую устное народное творчество северных народов и подвожу ребят к пониманию мудрости и достоинства этого народа, бережного отношения к природным богатствам, экологическим проблемам. Решение этих проблем местные жители нашли давным-давно, создав для потомков своеобразные формы устного народного творчества – заповеди. Например:
Не рви цветы, любуйся ими, или сорви один, тогда их будет в тундре больше и земля наша будет краше.
Не ломай ветки берёзы, ивы, они нужны животным тундры, тогда их будет больше, а жизнь сытнее.
Нельзя убивать мать и оставлять детёнышей беспомощными сиротами и т.д.
Уроки окружающего мира также имеют экологическую направленность и в этом нам помогают книги из серии «Зелёный дом» автора А. А. Плешакова, особенно «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», в которой рассказывается как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому.
На уроках русского языка, на этапе развития речи, предлагаю задания экологического содержания. Например: объяснить значение пословиц и поговорок о природе. Дети составляют рассказы по картинкам или на заданную тему, например, «Лес – зеленый друг человека», «О чем шепчутся деревья», «О чем пел весной скворец». Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребенку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство красоты природы. На уроках математики тоже использую задачи на экологическую тему. Детям нравятся такие задачи. Они узнают много из жизни природы, делятся своими впечатлениями и в дальнейшем сами с удовольствием составляют задачи, используя свои знания, полученные на других уроках. При этом учащиеся учатся решать задачи, получают новые сведения о природе и развивают свою речь, память, мышление. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, но и способствует экологическому образованию. Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи, проекты, практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры. При формировании экологического сознания использую на уроках элементы технологии ИКТ, которые формируют у детей навык самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Учащиеся, овладевая элементами технологии ИКТ, учатся работать в команде, презентовать итоговый продукт своей деятельности.
Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого, поэтому я стараюсь использовать различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности. Это семейные экологические домашние задания. Мы делали кормушки для птиц, рисовали экознаки, осенью на школьном участке собирали семена цветов и весной сеяли и ухаживали за ростками. Родители помогают в проведении Недели экологии, в организации праздников, в проведении открытых уроков (поиск информации по заданной теме, подбор книг, изготовление костюмов и т.д.), в выполнении исследовательской работы, социальному проектированию.
Организацию проектной деятельности считаю наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования. Это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект в переводе – план, замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. В этом учебном году (2016-2017гг) нами был разработан экологический проект «Птица-лилия» (о стерхах), с которым мы выступили на городской экологической конференции молодых исследователей «Открытие», социальный проект «Я - горожанин», который тоже затрагивает экологические проблемы города.
Так же наш класс принял участие в региональном экологическом проекте ХМАО - Югры отделения Союза охраны птиц России «Замечательное путешествие стершонка Конды: семейный природоохранный проект». В проекте приняли участие 2 семьи и все обучающиеся класса. Дети в технике пластилинографии выполнили аппликации белых журавлей и изготовили макет « Берегите журавлей!».
На территории нашей школы много деревьев, цветов и осенью мы ходим на экскурсию вокруг школы, отмечаем изменения, которые произошли за лето, наблюдаем за осенними изменениями в природе, играем в познавательные игры. Во время экскурсии собираем осенние листья. На уроках технологии выполняем из них аппликации: “Осенний ковёр”, “На поляне”, “Бабочки” и другие. Весной находим первые весенние цветы — мать-и-мачеху, любуемся маленькими солнышками. А вот и муравей греет спинку на солнышке и первый жучок ползёт по листочку. Пусть себе ползут, у них свои заботы! После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:
Что дало вам общение с природой?
Стал ли ты добрее, богаче душой?
Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?
Я активно вовлекаю школьников в посильные для них практические дела: озеленение класса и школы, уборка школьных территорий, охрана и подкормка птиц, дежурство у памятника и т.д..
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми стали традиционные праздники “Золотая осень”, “Здравствуй, зимушка-зима!”, “Весна-красна”, “Встречаем лето”. Участвуем в городских праздниках: «Вороний праздник», «День журавля» и др.. Участвовали и в Открытии 15 Международной акции «Спасти и сохранить».
Достаточно новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится метод управления самостоятельной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды и формированию многогранных отношений к ней с помощью заданий, ставящих ребенка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Например: урок-исследование «Живая природа…Жива ли она, и как ей живётся???», на котором дети путешествовали по экологической тропе, исследовали и «исправляли ошибки» человека.
В процессе экологического воспитания я использую следующие виды деятельности:
-сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе или природосозидательную деятельность взрослых;
-речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
-наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности младшего школьника. Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого; уметь противостоять опасностям окружающей среды; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно; осознавать себя как уникальное творение природы.
Югорская земля - это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной.
Список литературы
Гребенюк Г.Н., Иванова Н.А., Овечкина Е.С.и др. Экология для младших школьников: учебно-метод. пособие для учителя. – Тюмень,1999. – с.73.
Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа //Экологическое образование, 2002. – № 3.
Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград «Учитель», 2006 г.
Цитаты: ПРИШВИН Михаил (электронный ресурс) wisdomcode.info›ru/quotes/authors/49257.html