Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ивделя
| | Утверждено Приказом № ___ от «___» _______20__ года Директор МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя __________________________Погудина Ю. А. |
Риторика. Культура речи
6-7 класс
Пояснительная записка
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Цель риторики - научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
смысловое чтение;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:
видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные лексические, грамматические нормы;
уметь редактировать чужой и свой тексты (убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение);
уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты.
2. Умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:
уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения;
уметь выделять в теме – микротемы;
уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки;
уметь создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык.
Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.
Регулятивные универсальные учебные действия
.Обнаруживает и формирует учебную проблему.
.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.
.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.
.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Владеть монологической и грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.
.Адекватно использует выразительные средства языка.
.Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
.Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия
.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.
.Умеет структурировать тексты.
.Понимает переносный смысл выражений.
.Употребляет различные обороты речи.
Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Содержание учебного курса
Введение 1ч.
Чему учит риторика. Зарождение риторики как науки. Выдающиеся ораторы истории.
Общение 7 ч.
Что такое общение? Коммуникативная задача. Речевая ситуация. Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. Правильная речь. Человек и нормы речи. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство своей собственной речи. Разные виды точности, лексическое богатство речи. Как важно начать. Развернутый ответ.
Речевой практикум 8 ч.
Публичное выступление. Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли. Проектная деятельность. Самопрезентация. Формы самопрезентации. Особенности жанра интервью (обстановка, роль участников, положение участников, своеобразие языка, речевой этикет). Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения. Притча как речевой жанр. Композиция притчи. Мораль. Речевые ситуации притчи. Языковые особенности притчи. Персонажи притч. Введение притчи в высказывание. Небывальщины. Особенности выступления в рамках предвыборной кампании. Понятие социальной рекламы.
Формы организации учебных занятий: уровневая дифференциация, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная.
Формы контроля: монологические тексты устные и письменные.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основные виды учебной деятельности: лингвистическое исследование текста; ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое чтение; создание самостоятельных монологических текстов устных и письменных; наблюдение за природой, социальными отношениями; работа со словарём; лекция; беседа; взаимообъяснение, творческая работа.
Календарно-тематическое планирование курса
6 - 7 класс
Программа рассчитана на 8 часов.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
| 6 класс | | |
1 | Введение. Чему учит риторика. Зарождение риторики как науки. Выдающиеся ораторы истории. | 1 | |
| Общение | | |
2 | Общение. Речевая ситуация | 1 | |
3 | Виды общения. Мимика. Жесты. | 1 | |
4 | Психология общения | 1 | |
5 | Качества речи | 1 | |
6 | Чистоговорки, скороговорки, правила артикуляции | 1 | |
7 | Речевая деятельность.Правила слушающего | 1 | |
8 | Речевая деятельность. Правила говорящего | 1 | |
| 7 класс | | |
| Речевой практикум | | |
1 | Публичное выступление «Эти забавные животные» | 1 | |
2 | Публичное выступление «Мой родной город» | 1 | |
3 | Проект-самопрезентация | 1 | |
4 | Интервью | 1 | |
5 | Искусство спора | 1 | |
6 | Притча. Небывальщина | 1 | |
7 | Проект «Мастер художественного слова» | 1 | |
8 | Проект «Социальный видеоролик» | 1 | |
| | | |
| | | |
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Контроль | Домашнее задание | Материалы |
1 | Что такое риторика? | Знать определение понятия риторика, историю развития науки, имена знаменитых риторов; уметь определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. | Чему учит нас риторика? | «Портрет слова «РИТОРИКА» | http://www.myshared.ru/slide/43131 http://www.myshared.ru/slide/775644/ http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/ritorika Уроки хороших манер серия 3 В гостинице. Ведение беседы |
| Общение. Речевая ситуация | Уметь приводить примеры важности общения в жизни людей, восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма. | Чтение-понимание (молча) научно-популярного текста о законах общения | подобрать сюжетные картинки, определить коммуникативную задачу собеседников*; | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/14/urok-ritoriki-soderzhanie-obshcheniya-dialog-kak-sposob https://infourok.ru/urok-razvitie-rechi-obschenie-razlichnie-situacii-obscheniya-uroktrening-930880.html Уроки хороших манер серия 19 Разговор по телефону. Использование домашнего телефона
|
| Виды общения. Мимика. Жесты. | Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Уметь правильно использовать разные виды мимики и жестов в зависимости от ситуации общения. Анализировать мимику и используемые жесты. | Творческое задание. Выразить мимикой и жестами свое отношение к происходящему, (при помощи тела или позы). | | http://открытыйурок.рф/статьи/104136/ http://www.myshared.ru/slide/416855/ https://open-lesson.net/3051/ http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/ritorika http://www.myshared.ru/slide/1212675/ Уроки хороших манер серия 30 Как контролировать свои жесты. Стиль |
| Психология общения | Уметь правильно использовать психологические аспекты в зависимости от ситуации общения. Анализировать психологическое состояние общения. | | Правила общения в интернете | http://www.gennadij.pavlenko.name/best-life/why-alarm |
| Качества речи | Уметь находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи; определять коэффициент лексического богатства речи; определять нарушения в точности речи. | Составление кластера | подготовить устную речь по одной из пословиц | http://открытыйурок.рф/статьи/549716/ http://www.myshared.ru/slide/1217112 Уроки хороших манер серия 38 Манера речи. Этика и этикет |
| Чистоговорки, скороговорки, правила артикуляции | Произносить скороговорки и чистоговорки. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова. Знать назначение данных жанров, применять правила артикуляции, тренировать артикуляционный аппарат. | Дать полный ответ. Что такое (пельмень) | | http://www.myshared.ru/slide/1290477/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/25/chistogovorki http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/08/26/otkrytyy-urok-v-4-korrektsionnom-klasse-7-vida-po-teme http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/skorogovorki.html |
| Речевая деятельность. Правила слушающего | Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего/пишущего; определять вид слушания и приемы слушания; критически оценивать слушание собеседников. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора; обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. | Продолжить. Слушать = значит… | Буклет «Какой я слушатель» | http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-6613 https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-ritoriki-na-tiemu-kakoi-ia-slushatiel https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*= |
| Речевая деятельность. Правила говорящего | Находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи; определять коэффициент лексического богатства речи; определять нарушения в точности речи. | Работа в группах. Юные дикторы | | https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/ http://www.myshared.ru/slide/1217112 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТУРНИР - ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
|
| 7 класс | Речевой практикум 8 ч. | | | |
| Публичное выступление «Эти забавные животные» | Создавать текст, используя риторические определения, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. | ТЕСТ | Подготовить выступление | https://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/quot-prakticheskaya-ritorika-publichnoe-vystuplenie-quot-prezentaciya-k-uroku-235922 Публичное выступление" - презентация к уроку Уроки хороших манер серия 66 Выступление на публике. Галстук |
| Публичное выступление «Мой родной город» | Уметь отбирать занимательный материал для выступления, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. Поддерживать интерес слушателей за счёт вербальных и невербальных средств общения. | | | http://lusana.ru/presentation/7517 |
| Проект-самопрезентация | Различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим. | | | http://www.myshared.ru/slide/978199 http://pptcloud.ru/raznoe/samoprezentaciya |
| Интервью | Моделировать речевые ситуации с использованием интервью. Использовать речевые формулы интервьюера | Работа в группах | Составить вопросы для интервью с директором школы по теме «Школа и время» | https://infourok.ru/urok-po-ritorike-pravila-podgotovki-i-vedeniya-intervyu-klass-953944.html |
| Искусство спора | Уметь вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора. | Ролевая игра. Компьютеры – это благо или зло 21 века? | | http://открытыйурок.рф/статьи/632148/ |
| Притча. Небывальщина | Конструировать текст притчи. Различать текст притчи и сказки. Использовать (уместно) текст притчи в своём высказывании. Различать правдивые истории и выдуманные. Составлять тексты выдуманных историй | | подготовить публичное выступление с использованием притчи | https://infourok.ru/prezentaciya-po-ritorike-krasna-rech-s-pritcheyu-411240.html http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/28/pritcha http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-15710 |
| Проект «Мастер художественного слова» | Проявить способность передать чувства автора с помощью вербальных и невербальных средств общения. | | Сообщение | http://prezentacii.com/literatura/1767-sekrety-hudozhestvennogo-slova.html ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕКРЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА http://5literatura.net/Tolstoj/Tvorchestvo-Tolstogo/003-Master-khudozhestvennogo-slova.html Мастер художественного слова |
| Проект «Социальный видеоролик» | Уметь работать в группе, оценивать работу других, уметь использовать обращения, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с целью выступления. | | | http://www.video-web.ru/socialnoe-video/ |