СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторика

ТЕКСТ

Тема: РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

 Проверь себя. Тексты разные нужны.

Цель:

– Актуализируем знания школьников:

· о тексте, его особенностях;

· о типах текста;

· о разновидностях текстов.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ»

Риторика

ТЕКСТ

Тема: РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Цель:

Актуализируем знания школьников:

· о тексте, его особенностях;

· о типах текста;

· о разновидностях текстов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.





3 3 3

Беседа.

– В первой части учебника мы изучали, как люди общаются, что надо учитывать, чтобы общение было успешным. Во второй части нам предстоит ознакомиться с самыми разными текстами. Вы уже знаете типы текстов – повествование, рассуждение, описание. Но существует много разновидностей текстов, с помощью которых люди общаются. С некоторыми из них мы и познакомимся.

– Рассмотрите рисунок на с. 3. Что изображено на рисунке, как озаглавлена эта часть учебника?

– Риторик читает книгу и делает выписки. Старшеклассник сидит за компьютером и просматривает информацию на экране монитора. Можно ли сказать, что они работают с текстами?

Задание 1.

Задание предназначено для повторения сведений, известных школьникам. Последние три предложения обозначают известные детям типы текста (рассуждение, описание, рассказ).

Задание 2, 3.

Задание служит для повторения особенностей устной и письменной речи.

Задание 4.

Возможные ответы:

Мальчик у компьютера пишет текст, пользуясь клавиатурой, а также

читает его, дополняя и исправляя написанное. Поэтому рисунок подписан «Читает – пишет». Соревнуясь между собой, капитаны команд должны слушать друг друга и отвечать на реплики соперников. Следовательно, капитаны команд говорят и слушают.

Продолжение беседы.

– Ребята! В той или иной ситуации в жизни, при определённых условиях общения мы создаём самые разнообразные тексты, которые имеют своё название: когда мы идём в первый класс, мама пишет заявление с просьбой принять нас в школу; когда мы дружим с кем-нибудь из другого города или страны, то поддерживаем общение с помощью писем; когда мы вырастаем, мы сами любим сочинять интересные рассказы.

– Прочитаем на с. 8 учебника, с какими разновидностями текста мы

уже ознакомились.

Задание 5.

На рисунках: 1) объявление; 2) письмо; 3) инструкция; 4) афиша.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙI. Открытие новых знаний.


Работа в учебнике. 3 4 2 3

Задание 6.

Много разных текстов существует потому, что люди общаются в самых разных ситуациях и решают самые разные задачи.

Для чего нужна инструкция? Попробуй закончить начатое предложение. (В инструкциях содержатся указания о том, в каком порядке нужно выполнять ту или иную работу. У нас в кабинете труда в школе висит инструкция по использованию швейной машины, и мы часто пользуемся этой инструкцией.)

Для чего пишут объявления? (Чтобы сообщить о том, что, где, когда произойдёт, утеряно, продаётся, покупается и т.д.)

В чём назначение рекламы? (В рекламе описываются достоинства, преимущества того или иного товара, который предполагается продать; даются точные сведения о месте, где его можно приобрести.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



III. Развитие умений. Применение знаний.


1 3 2

Работа в учебнике.

Задание 7.

Первый текст – объявление, второй – инструкция, третий – реклама.

Задание 8.

Первый текст можно поместить в энциклопедии, второй – в сборнике научно‑популярных статей, третий – в сборнике анекдотов.


Задание 9.

Письмо состоит из двух частей:


· юмористическое выступление, в котором автор пишет о том, что он не сердится на Мэри и не считает её «противной девчонкой за то, что долго не писала»;

· основная часть, в которой даётся шутливый совет о том, как лечить зубы котёнка.

Автор, Чарльз Л. Доджсон, стремился развеселить девочку, заинтересовать её своим письмом, чтобы она писала ему чаще об интересных, забавных событиях из своей жизни. Возможно, он хотел разбудить фантазию Мэри, чтобы девочка могла придумывать смешные сказочные истории.

Резервный материал. (М)

– Зачем мы отправляем друг другу телеграммы? (Мы в них коротко сообщаем важную информацию, которая должна как можно быстрее дойти до адресата.)

– Верно. Решили дать телеграмму своим мамам и герои рассказа Иосифа Дика «В дебрях Кара‑Бумбы». Мальчики долго упрашивали мам отпустить их отдохнуть на несколько дней в деревню на Оку, и наконец мамы сдались.

Ребята ехали одни на электричке, и их родители волновались, как мальчики доехали.

Дети долго думали, как написать своим мамам, чтобы те поняли, что они живы‑здоровы, что добрались благополучно и что их надо теперь искать в копне сена на Оке. И решили послать им телеграмму.


Прочитайте отрывок из повести.

«Ищите на Оке, – шептал Лёшка перед окном телеграфа. – Целуем».

«Нет, не пойдёт, – говорил Владимир Сергеевич. – Твоя мама может ещё поду‑мать: “Ищите в Оке”! Надо тут что‑нибудь короткое и ясное. И чтобы приятное...»

«Лучше всего просто написать: “Ура” – и точка! – предложил Владимир Сергеевич. – И денег меньше платить, и всё ясно! А?»

Мы согласились. Телеграмма вышла короткой, как удар сабли: «Ура!»

– Какой текст телеграммы наименее удачен? Почему? (Первый вариант телеграммы, потому что взволнованные мамы могут действительно понять: «Ищите в Оке».)

– Почему из всех вариантов текста телеграммы герои рассказа выбрали «Ура!»? (Текст этой короткой телеграммы несёт в себе следующую информацию: мы счастливы, мы довольны, нам здорово!)

– О чём мальчики должны были сообщить своим родителям? (В телеграмме они должны были сообщить о том, что они добрались до места отдыха.)

– Какую телеграмму послали бы вы?

Ребята предлагают разные варианты текста: «Доехали хорошо. За нас не волнуйтесь. Ваши сыновья». «Добрались нормально. Отдыхаем. Мы». «Уже на месте. Живы‑здоровы. Дети».




Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

– Какая основная мысль выражена в названии параграфа на с. 8?

– О каких текстах мы сегодня говорили?

– Какие ещё тексты вы можете назвать? (Приветствие, прощание, благодарность, извинение, вывеска, скороговорка, загадка, считалка, просьба, отказ, пересказ, рассказ, комплимент (похвала), запрет и т.д.)

– Прочитайте изречение на с. 4.

– Что было бы, если бы человечество вдруг утратило все тексты? (Не стало бы культуры, науки, самого человечества.)



V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.