1 3 2 Работа в учебнике. Задание 74. Ученики заполняют оставленные строчки. Например: Б еседа о частях (структуре) текста. – Поздравление может состоять из одного предложения, но часто представляет собой текст. – Рассмотрите рисунок ракеты (с. 70), отражающий основные части текста-поздравления. Какие части в ней выделены? (Обращение; поздравление; пожелание, подпись.) Задание 72. – Прочитайте записанный текст устного поздравления с открытием конкурса «Юный ритор». – Выделим основные части текста. (Обращение: «Дорогие друзья!»; поздравление: «Поздравляю от всей души с открытием конкурса “Юный ритор”»; пожелание: «Желаю всем не теряться, показать своё красноречие, пленить строгое жюри своим мастерством», «Удач и успеха вам!». – Почему в данном поздравлении нет подписи? (Потому что оно устное и все видят, кто говорит.) Предлагаем детям ответить на данное поздравление. Варианты ответов: – Большое спасибо за поздравление, постараемся оправдать ваше доверие! – Благодарим вас за сердечное поздравление и ценные пожелания. Они нам помогут хорошо проявить себя в конкурсе. – С радостью принимаем ваше поздравление и обязательно выполним все ваши пожелания. – Сделаем вывод о частях поздравительного текста. – Начало в поздравлении – это обращение к адресату (оно должно быть ласковым, приветливым, задушевным, желательно не шаблонным). Середина – основная часть, само поздравление. Мы выражаем чувство радости по поводу каких‑то хороших событий, которые произошли в жизни адресата. Поздравление должно звучать тепло, искренне, так, чтобы адресату было приятно его читать (слушать). В основную часть входит и пожелание. Мы желаем, чтобы сбылось то, что важно для адресата, к чему он стремится, чего добивается. Письменное поздравление оканчивается подписью. П Резервный материал. Сравнение двух текстов (раздаточный материал), их структуры. Задача: выявить сходство и различия: Дорогая Анастасия Петровна! Сердечно поздравляю Вас с праздником весны и женщин, с солнцем, с обновлением природы. Желаю Вам счастья, радости и весеннего настроения. Желаю хорошо провести этот день в кругу друзей. Я надеюсь, что все у Вас будет хорошо. Помните, что «сегодня лучше, чем вчера». Ещё раз поздравляю, желаю здоровья и душевного спокойствия. Ваша Елизавета Михайловна Уважаемая Анастасия Петровна! Сердечно поздравляем Вас с Международным женским днём 8 Марта. Желаем Вам крепкого здоровья, творческих успехов и большого личного счастья. Оставайтесь всегда с нами. Орготдел министерства Учащиеся говорят, что в обоих поздравлениях есть все части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Но они отличаются друг от друга. Так, в первом обращении употреблено слово «дорогая», а во втором – «уважаемая» (и это понятно: поздравляет министерство). Кроме того, первое поздравление написано нестандартно: «Поздравляю с праздником весны и женщин, с солнцем, обновлением природы». Так же нестандартно, нешаблонно выражено пожелание: «Желаю счастья, радости и весеннего настроения», «... Всё у Вас будет хорошо», «Помните, что “сегодня лучше, чем вчера”». Во втором – мы находим более привычные, часто используемые слова, выражения: «Поздравляем с Международным женским днём 8 Марта. Желаем крепкого здоровья, творческих успехов и большого личного счастья». Итак, первое поздравление можно назвать личным, второе – официальным. И этим объясняются их особенности. И личные, и официальные поздравления не должны быть трафаретными. Ведь поздравления должны радовать адресата. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |