СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика. ТЕКСТ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторика

ТЕКСТ

Тема: ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ... ВАС

Поздравляю кого? с чем? как?

Цель:

Знакомим учащихся:

· с поздравлением как разновидностью текстов; его структурой;

· с разными средствами выражения поздравления.

– Обучаем составлению поздравления в устной и письменной форме.

– Формируем установку на внимание к адресату, к учёту его интересов, характера и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. ТЕКСТ»

Риторика

ТЕКСТ

Тема: ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ... ВАС

Поздравляю кого? с чем? как?

Цель:

Знакомим учащихся:

· с поздравлением как разновидностью текстов; его структурой;

· с разными средствами выражения поздравления.

Обучаем составлению поздравления в устной и письменной форме.

Формируем установку на внимание к адресату, к учёту его интересов, характера и т.д.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.





3 3 3

Беседа.

Есть такой очень интересный и, конечно, известный вам текст – поздравление. Какую информацию мы передаём в поздравлении?

(Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаём следующую информацию:

Я вас помню, считаю близким (родным) человеком, настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; думаю о том, чтобы в ваших делах вам сопутствовал успех; ценю вашу доброту, отзывчивость, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно с вами встречаю праздник.)


Но, конечно, не каждое поздравление получается именно таким.

Как же произнести или написать поздравление, чтобы оно было приятно адресату, порадовало его?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 3 4 2 3

Задание 73. Предлагаем учащимся рассмотреть рисунок. Обращаем внимание на приветливые, радостные выражения лиц участников поздравления. (В ситуации поздравления люди, как правило, выражают чувства восторга, восхищения, радости.)

Учащиеся вслух прочитывают слова на плакатах и называют вопросы, на которые они отвечают.

Что делаем? – поздравляем; как? – от всей души; кого? – лауреатов конкурса; с чем? – с победой. Используя слова на плакатах, учащиеся составляют предложения-поздравления. Обращаем внимание на то, что слова «от всей души» придают поздравлению сердечность. Их следует произнести с теплотой в голосе: в них выражено искреннее отношение к тому, кого поздравляют.

Возможный вариант выполнения задания:

1. От всей души поздравляем лауреатов конкурса с победой.

2. Лауреатов конкурса от всей души поздравляем с победой.

3. Поздравляем от всей души лауреатов конкурса с победой.

Учащиеся произносят данные предложения:

радостным тоном, задушевно, тоном восхищения, дружеского расположения и т.д.;

особо выделяют слова, в которых выражается отношение говорящего к самому факту поздравления (от всей души поздравляю; я рад вас поздравить; я с удовольствием вас поздравляю... и т.д.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений. Применение знаний.

1 3 2

Работа в учебнике.

Задание 74. Ученики заполняют оставленные строчки. Например:

Б
еседа о частях (структуре) текста.

– Поздравление может состоять из одного предложения, но часто представляет собой текст.

– Рассмотрите рисунок ракеты (с. 70), отражающий основные части

текста-поздравления. Какие части в ней выделены? (Обращение; поздравление; пожелание, подпись.)


Задание 72.

– Прочитайте записанный текст устного поздравления с открытием конкурса «Юный ритор».

– Выделим основные части текста.


(Обращение: «Дорогие друзья!»;

поздравление: «Поздравляю от всей души с открытием конкурса “Юный ритор”»;

пожелание: «Желаю всем не теряться, показать своё красноречие,

пленить строгое жюри своим мастерством», «Удач и успеха вам!».

– Почему в данном поздравлении нет подписи? (Потому что оно устное и все видят, кто говорит.)

Предлагаем детям ответить на данное поздравление.

Варианты ответов:

– Большое спасибо за поздравление, постараемся оправдать ваше доверие!

– Благодарим вас за сердечное поздравление и ценные пожелания.

Они нам помогут хорошо проявить себя в конкурсе.

– С радостью принимаем ваше поздравление и обязательно выполним все ваши пожелания.

– Сделаем вывод о частях поздравительного текста.

Начало в поздравлении – это обращение к адресату (оно должно

быть ласковым, приветливым, задушевным, желательно не шаблонным).

Середина – основная часть, само поздравление. Мы выражаем чувство радости по поводу каких‑то хороших событий, которые произошли в жизни адресата. Поздравление должно звучать тепло, искренне, так, чтобы адресату было приятно его читать (слушать).

В основную часть входит и пожелание. Мы желаем, чтобы сбылось то, что важно для адресата, к чему он стремится, чего добивается.

Письменное поздравление оканчивается подписью.


П Резервный материал.

Сравнение двух текстов (раздаточный материал), их структуры. Задача: выявить сходство и различия:


Дорогая Анастасия Петровна!

Сердечно поздравляю Вас с праздником весны и женщин, с солнцем, с обновлением природы.

Желаю Вам счастья, радости и весеннего настроения. Желаю хорошо провести этот день в кругу друзей. Я надеюсь, что все у Вас будет хорошо. Помните, что «сегодня лучше, чем вчера».

Ещё раз поздравляю, желаю здоровья и душевного спокойствия.

Ваша Елизавета Михайловна


Уважаемая Анастасия Петровна!

Сердечно поздравляем Вас с Международным женским днём 8 Марта.

Желаем Вам крепкого здоровья, творческих успехов и большого личного счастья. Оставайтесь всегда с нами.

Орготдел министерства


Учащиеся говорят, что в обоих поздравлениях есть все части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Но они отличаются друг от друга. Так, в первом обращении употреблено слово «дорогая», а во втором – «уважаемая» (и это понятно: поздравляет министерство). Кроме того, первое поздравление написано нестандартно: «Поздравляю с праздником весны и женщин, с солнцем, обновлением природы». Так же нестандартно, нешаблонно

выражено пожелание: «Желаю счастья, радости и весеннего настроения», «... Всё у Вас будет хорошо», «Помните, что “сегодня лучше, чем вчера”».

Во втором – мы находим более привычные, часто используемые слова, выражения: «Поздравляем с Международным женским днём 8 Марта. Желаем крепкого здоровья, творческих успехов и большого личного счастья».

Итак, первое поздравление можно назвать личным, второе – официальным. И этим объясняются их особенности. И личные, и официальные поздравления не должны быть трафаретными. Ведь поздравления должны радовать адресата.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали о поздравлениях?


V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.