СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РМО " Технология проектного обучения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный образовательный процесс, основанный на системно -деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«РМО " Технология проектного обучения"»

РМО математика 25.03.2019 Журавлева Ольга Игоревна

Тема: «Технология проектного обучения» Подготовила: Журавлева О.И.


План

1. Технология проектного обучения: понятие, цель, классификация учебных проектов.

2. Основные требования к учебному проекту и этапы работы над проектом.



1. Технология проектного обучения: понятие, цель, классификация учебных проектов.



 Современный образовательный процесс, основанный на системно -деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:


        в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

        образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

        глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Цель образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:

  • ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;

  • ученики умеют применять теорию на практике;

  • ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;

  • ученики умеют вести исследовательскую деятельность;

  • ученики развивают системное мышление.


Классификация учебных проектов


Критерий

Виды проектов

Доминирующая (преобладающая) деятельность учащихся

практико-ориентированный проект

нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

исследовательский проект

по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

информационный проект

направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

творческий проект

не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

ролевой проект

проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?


Комплексность

монопроект (в рамках одиного предмета)

межпредметный проект

Характер контактов

внутриклассный проект

внутришкольный проект

региональный проект

международный проект

Продолжительность

минипроект (1 урок)

краткосрочный проект (4-6 уроков)

недельный проект

долгосрочный проект

Состав участников

групповой проект

персональный проект

Содержание


проекты игр

экскурсионный проект

повествовательный проект

конструктивный проект




Как любая педагогическая технология, проектное обучение имеет положительные стороны и ограничения, обусловленные трудностями ее использования.


Достоинства и недостатки проектного обучения


Достоинства

Недостатки


 учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;


 каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;


 грамотное развитие основных психических и физиологических функций;


 высокий уровень мотивации;


 достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.



 низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;


 низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;


 недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

 нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.



Несмотря на перечисленные недостатки, технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения



2. Основные требования к учебному проекту и этапы работы над проектом.

Несмотря на достаточное количество классификационных критериев, по которым проекты можно разделить на разные группы, требования к ним все-таки носят унифицированный характер и выглядят так.

Таким образом, проект – это совокупность пяти «П»:

1. Проблема


Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивную секцию, руководство которой заказывает проектной группе дизайн оформления спортивной формы клуба.


2. Проектирование (планирование)

Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3. Поиск информации

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4. Продукт

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Презентация

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Т.е. осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.


Шестое "П" проекта – это портфолио проекта, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.


Перед тем, как приступить к разработке проекта, необходимо провести работу, которой не всеми членами педагогического сообщества уделяется достаточное внимание – формирование проектных групп.


Формирование проектных групп


Краткое содержание этапа



Рекомендации

На 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы

Практика показывает, что оптимальное число членов группы – от 7 до 10 человек, но это реально лишь в условиях частной школы. Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.

На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта

Темы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.

На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица «Подготовка к проектной неделе»

Содержание таблицы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).

На 4 этапе происходит выбор темы

Каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.

На 5-м этапе завершается формирование проектных групп

За два месяца до начала проектной недели формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.





Достоинства персонального проекта:

 план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

 у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;



 учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

 формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Достоинства группового проекта:

 в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

 проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

 на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

 в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии учителя и учащихся, необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности .


Этапы работы над проектом


Этап

Содержание этапа


1. Разработка проектного задания


На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.

2. Разработка проекта

Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность.


3. Оформление результатов

Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.

4. Презентация результатов

Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).

5. Рефлексия

Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.



Используемые источники:


www.prodlenka.org

https://solncesvet.ru/proektnaya-tehnologiya/

http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88

https://studwood.ru/1912390/pedagogika/klassifikatsiya_shkolnyh_proektov

4