СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Род имен прилагательных»

Класс: 3 а

Тема: Род имён прилагательных .

Педагогические цели:

Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.


Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.



Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Все ли у нас на месте? . Выровняли осанку .

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку. Давайте выполним зарядку для рук.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный. светлый.)


Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).


- Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. ( Первый весенний цветок – подснежник).

- Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.

- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

- Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

- С какой частью речи связано? (С существительным)

- «У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, 29 февраля, , Классная работа.

III. Минутка чистописания

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ая яя ий ый ой ое ее

ранняя яркий голубое

Светит яркое солнце.

- Разберите слова по составу.

- Грамматический разбор предложения: Светит яркое солнце. .

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.


Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны (апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)


3. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое?

амолет)

4. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет. 
орога)

5. Какого цвета одуванчик? елтый)


6.. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву. 
(Яблоко)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка. 
(Кровать)


- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово (желтый).

- Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово желтый.

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам прилагательные?

-Определите тему урока.

- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Физминутка

Вы, наверное устали. Я предлагаю вам физминутку.


Называю имена прилагательные,

- если единственное число руки заводите в стороны,

- если число множественное руки поднимаете ввер

Низкие тучи, о комнатных растениях , яркий огонь, воздушным шаром , спелые плоды, весенние деньки, веселая песня , красивая улыбка, большие дома




IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Ребята, мы помним , что имя прилагательное дружит с именем существительным . Прилагается к существительному и обозначает признак предмета. И дружба этих двух частей речи нам сегодня поможет. (Слайд3)

- Яркое солнце. Как определить род имени прилагательного? Мы просто смотрим на существительное . «Солнце» какого рода?Правильно, это средний род. Вот и прилагательное «яркое» будет в среднем роде.

- Маленький мальчик. Определим род . Смотрим на существительное . Какого рода существительное ? Верно, мужского . В каком роде будет имя прилагательное? Также в мужском роде.

- Вкусная малина . Смотрим на существительное. Какой род? Да, это женский род. А в каком роде будет слово «вкусное»? Также в женском. Отлично. И так , прочитаем правило . (Слайд4)

- Замечательно! Но я вам раскрою один важный секрет . Для этого определим род прилагательных в следующем предложении. (Слайд 5)

У маленькой Лены сегодня на празднике были красивые косички. Видим 2 прилагательных: маленькой и красивые. Определим род первого прилагательного. Смотрим на существительное - «У маленькой Лены». Я прилагательное «маленькой» относится к существительному «Лены» . Лена – она моя . Какого рода это существительное? Женского, конечно. Тогда какого рода прилагательное «маленькой». Тоже женского. Следующее слово «красивые» Определяем по существительному. Красивые косички. «Косичка» какого рода? Женского! А красивые какого будут рода? Думаете женского? А вот и нет! Почему же так получилось ? Что не так со словом «красивые « . Давайте употребим это слово с другими словами!

дома (м.р.) красивые

девочки (ж.р.) красивые

. облака (ср.р.) красивые

- Кто смог догадаться , почему же слова одинаковые? Конечно, ведь слова дома , облака, девочки во множественном числе.

А теперь мы будем вставлять окончания в прилагательные. Для удобства я приготовила такую таблицу. (Слайд 5 )

- Какого рода бывают имена прилагательные? (таблица)

- Используя эту таблицу мы выполним задания .


  1. Работа с правилом в учебнике.


- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием!

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.


VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности. Творческое задание.


-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?    

 Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали  интересное приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

2. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам)

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание.

  1. выучить правило, таблицу стр.72, 73

  2. выполнить упр.128 стр.74 или р.т. стр.47 упр.104

Рефлексия.

- Кто испытывал трудности. В чем?

- Закончите предложения:

Я знаю …

Я умею …

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)

-Оцените свою работу на уроке ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)

- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Молодцы, ребята!

- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!


Резерв:

Учитель читает словосочетания сущ. + прилаг. Если имена прилагательные женского рода - хлопают девочки, если мужского рода - хлопают мальчики, среднего рода - тишина.

(Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака).


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!