Класс: 3 а
Тема: Род имён прилагательных .
Педагогические цели:
Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Планируемые результаты :
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Все ли у нас на месте? . Выровняли осанку .
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку. Давайте выполним зарядку для рук.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный. светлый.)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной).
- Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. ( Первый весенний цветок – подснежник).
- Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.
- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).
- Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)
- С какой частью речи связано? (С существительным)
- «У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, 29 февраля, , Классная работа.
III. Минутка чистописания
- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:
ая яя ий ый ой ое ее
ранняя яркий голубое
Светит яркое солнце.
- Разберите слова по составу.
- Грамматический разбор предложения: Светит яркое солнце. .
- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).
- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.
Словарная работа
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)
1. Второй месяц весны (апрель)
2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)
3. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?
(самолет)
4. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(дорога)
5. Какого цвета одуванчик? (желтый)
6.. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка.
(Кровать)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
- Назовите «лишнее» слово (желтый).
- Почему оно лишнее?
- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)
-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).
- Определите род имен существительных.
- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово желтый.
- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).
- А могут ли изменяться по родам прилагательные?
-Определите тему урока.
- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).
- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).
Физминутка
Вы, наверное устали. Я предлагаю вам физминутку.
Называю имена прилагательные,
- если единственное число руки заводите в стороны,
- если число множественное руки поднимаете ввер
Низкие тучи, о комнатных растениях , яркий огонь, воздушным шаром , спелые плоды, весенние деньки, веселая песня , красивая улыбка, большие дома
IV. Работа по новой теме.
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Ребята, мы помним , что имя прилагательное дружит с именем существительным . Прилагается к существительному и обозначает признак предмета. И дружба этих двух частей речи нам сегодня поможет. (Слайд3)
- Яркое солнце. Как определить род имени прилагательного? Мы просто смотрим на существительное . «Солнце» какого рода?Правильно, это средний род. Вот и прилагательное «яркое» будет в среднем роде.
- Маленький мальчик. Определим род . Смотрим на существительное . Какого рода существительное ? Верно, мужского . В каком роде будет имя прилагательное? Также в мужском роде.
- Вкусная малина . Смотрим на существительное. Какой род? Да, это женский род. А в каком роде будет слово «вкусное»? Также в женском. Отлично. И так , прочитаем правило . (Слайд4)
- Замечательно! Но я вам раскрою один важный секрет . Для этого определим род прилагательных в следующем предложении. (Слайд 5)
У маленькой Лены сегодня на празднике были красивые косички. Видим 2 прилагательных: маленькой и красивые. Определим род первого прилагательного. Смотрим на существительное - «У маленькой Лены». Я прилагательное «маленькой» относится к существительному «Лены» . Лена – она моя . Какого рода это существительное? Женского, конечно. Тогда какого рода прилагательное «маленькой». Тоже женского. Следующее слово «красивые» Определяем по существительному. Красивые косички. «Косичка» какого рода? Женского! А красивые какого будут рода? Думаете женского? А вот и нет! Почему же так получилось ? Что не так со словом «красивые « . Давайте употребим это слово с другими словами!
дома (м.р.) красивые
девочки (ж.р.) красивые
. облака (ср.р.) красивые
- Кто смог догадаться , почему же слова одинаковые? Конечно, ведь слова дома , облака, девочки во множественном числе.
А теперь мы будем вставлять окончания в прилагательные. Для удобства я приготовила такую таблицу. (Слайд 5 )
- Какого рода бывают имена прилагательные? (таблица)
- Используя эту таблицу мы выполним задания .
Работа с правилом в учебнике.
- Вы сами путём исследования вывели правило.
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!
- Перечитайте правило ещё несколько раз.
- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.
- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.
- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.
- Вы хорошо справились с заданием!
3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).
- Прочитайте задание к упражнению 124.
- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.
- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.
VII. Закрепление нового материала.
1. Организация познавательной деятельности. Творческое задание.
-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?
Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.
- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)
- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.
-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)
-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)
Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.
- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.
2. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам)
- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.
VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся
- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).
- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).
- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).
- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.
Домашнее задание.
выучить правило, таблицу стр.72, 73
выполнить упр.128 стр.74 или р.т. стр.47 упр.104
Рефлексия.
- Кто испытывал трудности. В чем?
- Закончите предложения:
Я знаю …
Я умею …
Я работал с…настроением.
Я…доволен собой.
(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)
-Оцените свою работу на уроке ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)
- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Молодцы, ребята!
- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!
Резерв:
Учитель читает словосочетания сущ. + прилаг. Если имена прилагательные женского рода - хлопают девочки, если мужского рода - хлопают мальчики, среднего рода - тишина.
(Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака).
8