Тема: «Род имён прилагательных»
3 класс УМК Школа России
Цели:
Обучающие: сформировать умение определять рол имен прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Планируемые результаты :
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности: поисково-исследовательский
По результатам выполнения -практический
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока.
-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с нашими гостями. Наш урок мы начнем с хорошего настроения. Улыбнитесь себе, повернись к соседу и ему тоже улыбнись. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку
- Записываем число, классная работа.(записано заранее)
2 . Актуализация знаний
А) Минутка чистописания. отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам сегодня на урок. (Слайд 1)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 2)
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (Слайд 3 )
Вв Вв …( оценили свою работу на листе самооценки)
Б) Орфографическая работа.
- Ребята наша гостья пришла не одна, а взяла своих друзей . прочитайте слова, записанные на слайде .Прочитайте, запишите, вставляя пропущенные буквы. Взаимопроверка с комментированием.
цветок,.капель,,поч..ка,грач..,со..нце, ран..яя.
Проверили себя.оценивание)
II. Актуализация знаний.
-Что общего у данных слов?
-Как вы думаете, какое слово лишнее?(ранняя)
Назовите «лишнее» слово (желтый).
– Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)
– Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).
– Определите род имен существительных.
– Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово ранняя.
– Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
– Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).
– А могут ли изменяться по родам прилагательные?
-Определите тему урока.
– Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).
– А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).
.. Что нужно узнать? Чему научиться?
III Работа по теме урока.
-Образуйте от слова весна имя прилагательное.(весенний).
-Давайте составим словосочетания с прилагательным весенний, используя следующие имена существительные.
цветок
погода
солнце.
-Какие словосочетания у вас получились?
весенний цветок
весенняя погода
весеннее солнце.
-Определите род имен существительных. (М.р, Ж.р, Ср.р)
-Что мы знаем о прилагательных, с какой частью речи они связаны?
- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное.
Значит, какой вывод сделаем?
- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.
-Укажите род прилагательных
- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам?( (подвести ответы детей к тому, что меняется существительное, меняется и окончание прилагательного)
-Что нового вы можете сказать об имени прилагательном? Сделаем вывод.
(Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).
Первичное закрепление. Работа в паре.
-.Весна нам предлагает стать исследователями. Кто такие исследователи? Будем узнавать какие окончания могут быть у прилагательных в м.р, ж.р и с.р
-Сейчас вы будете работать в паре.
У вас на столах лежат карточки. в первом столбике им. прилагательные, во втором им. сущ-ые. Соедините пары слов, так чтобы получились словосочетания. Определите род имен прил, выделите окончания.
ранняя трава
ясное весна
первый небо
зеленая жук
весеннее подснежник
майский цветок
голубой солнце
-Какие словосочетания у вас получились?
-Прочитайте словосочетания ж.р. докажите.
-Прочитайте словосочетания М.р. докажите
Прочитайте словосочетания Ср. рода. докажите.(Оценили себя)
Ниже дана таблица, давайте попробуем ее заполнить. Первая графа вопрос, затем окончания имен прилагательных. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода, ж.р, ср. .записываем вопросы в таблицу.
-Прочитайте словосочетания, которые стоят в ж.р. Назовите окончания им.прил.(записываем в таб.)И так с М.р и Ср.р
Ж. р. М. р. Ср. р.
ая яя -ый- ий- -ое- -ее-
- - Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).
(вывешивается на доске)(Параллельно на пред. этапах)
Алгоритм.
1. Найди сущ., определи его род.
2. Задай от сущ. вопрос к прил.
3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.
4. Выдели окончание
м. р. – ый, - ий, - ой
ж. р. – ая, - яя
ср. р. – ое, - ее
-
Работа с правилом в учебнике.
- Вы сами путём исследования вывели правило.
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!
- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.
- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.
Физ.минутка. Наша гостья предлагает прогуляться по весеннему лесу.
По дорожке долго, долго, (идут по кругу)
Взявшись за руки, мы шли (берут друг друга за руки)
Усидеть весною дома
Мы не смогли, прогуляться в лес пошли.
Светит солнце ярко, ярко, (поднимают руки вверх, разводят пальцы рук)
От цветов пестреет луг, (хлопают в ладоши)
В небе радуга, как арка, (в воздухе рисуют радугу)
Из семи лучистых дуг.(Оценили себя)
Работа с региональным компонентом.
Сейчас я предлагаю пригласить Весну в наш родной город .
-Как называется наш город?(Улан_Удэ)
-Где он расположен? (в Бурятии)
Работа с текстом
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Я иду по родному городу.
Мне улыбнулось ласков… солнышко.
Тёпл… ветерок прикоснулся к щеке.
Мне хорошо и радостно.
Это – моя любим…Бурятия!
-В какой части речи пропущены буквы?
- весна хочет узнать, ребята какого ряда шустрее. сейчас от каждого ряда выберу по 4 человека.
Первый выходит к доске, записывает словосочетание, второй определяет род. им. сущ. 3й род.им. прил, 4й выделяет окончания.
- 1 ряд выписывает словосочетания ж.р, второй м.р и 3й ряд ср.р.
- (Проверка.Оценивание )
Индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).
-Сейчас вам предлагаю выбрать разно уровневые задания. На 5 баллов карточка №1
4балла карточк №2, 3 балла карточка №3.
№1 (высокий уровень)
Из данных слов составить и записать предложения, определить род.
ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
№2 (средний уровень)
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.
Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.
№3 (низкий уровень)
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.
Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.
Слова для справок: Последний, ранняя, , нежный , яркое.
Проверили себя. Оценили свою работу на листах самооценки.
VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся
- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).
- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).
- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.
Рефлексия.
Я сегодня узнал..
Было трудно..
Я научился..
Я смог..
Было интересно узнать..
Мне захотелось….
(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного).
- На партах у вас лежит первый весенний цветок. - Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке раскрасьте его в жёлтый цвет, а кто испытывал трудности и затруднения в красный.
Давайте с вами создадим весенний букет из подснежников.
- Домашнее задание.
-
правило
-
карточки разно уровневые (тренажер)
-
составить рассказ на тему весна. Творческое по желанию
Молодцы , ребята! В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо вам за хороший урок!
Но , а для вас я наша гостья весна подготовили сладки подарок.