РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
УРОК В 5 КЛАССЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Задание № 1: спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясните написание:
(1) Грус…ное предпол…жение, (2) чу…кий р…сток, (3) …беречь …дание, (4) опас…ное прик…сновение, (5) вкус…ные булоч...ки, (6) …бить с толку, (7) ра…дать тетради, (8) …гибать пополам, (9) ...дешний ст...рожил, (10) бе…заботный человек.
(1) Грус Т ное предпол О жение,
(2) чу Т кий р О сток,
(3) С беречь З дание,
(4) опа сн ое прик О сновение,
(5) вку сн ые було чк и,
(6) С бить с толку,
(7) ра З дать тетради,
(8) С гибать пополам,
(9) З дешний ст О рожил,
(10) бе З заботный человек.
Задание № 2: определите падеж у всех имен существительных:
(1) Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. (2) Испарения над рекой сгустились. (3) Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер.
КЛЮЧ:
(1) Мягким сиянием (Твор. п.) месяц (Им.п.) освещал кроны
(Вин. п.) больших деревьев (Род. п.) . (2) Испарения (Им. п.) над рекой (Твор. п.) сгустились. (3) Высоко в небе (Пр. п.) ровным белым светом (Твор. п.) сверкал Юпитер (Им. п.) .
ЗАДАНИЕ № 3: СООТНЕСИТЕ СЛОВА ИЗ ПЕРВОЙ ГРУППЫ СО СЛОВАМИ ИЗ ВТОРОЙ ГРУППЫ:
ГРУППА№1:
ГРУППА № 2:
Историческое событие, рассказ,
«Стрекоза и Муравей»,
басня,
Бородинское сражение,
журнал,
«Кавказский пленник», «Советский спорт»,
«Мурзилка»,
газета,
картина,
«Барбарис»,
мультфильм,
«Опять двойка!»,
«Аврора»,
корабль,
конфета.
«Каникулы в Простоквашино».
Историческое событие рассказ,
Бородинское сражение
басня,
журнал,
газета,
картина,
мультфильм,
корабль,
конфета.
«Кавказский пленник»
«Стрекоза и Муравей»
«Мурзилка»
«Советский спорт»
«Опять двойка!»
«Каникулы в Простоквашино»
«Аврора»
«Барбарис».
ЗАДАНИЕ № 4: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В НАПИСАНИИ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ ИЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
(1) (Д/д)изель (немецкий инженер) – (Д/д)изель (вид двигателя).
(2) (А/а)мпер (французский физик) –(А/а)мпер (единица силы тока).
(3) (Г/г)алифе (французский генерал) – (Г/г)алифе (брюки определенного покроя).
(4) (Н/н)аган (бельгийский конструктор) – (Н/н)аган (револьвер особой системы).
(5) (Б/б)остон (город) –(Б/б)остон (вид сукна).
(6) (К/к)каракуль (озеро) – (К/к)аракуль (разновидность овчины).
(1) Д изель (немецкий инженер) – д изель (вид двигателя).
(2) А мпер (французский физик) – а мпер (единица силы тока).
(3) Г алифе (французский генерал) – г алифе (брюки определенного покроя).
(4) Н аган (бельгийский конструктор) – н аган (револьвер особой системы).
(5) Б остон (город) – б остон (вид сукна).
(6) К аракуль (озеро) – к аракуль (разновидность овчины).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ
РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Какое?
Чего?
(Р,р)оссия — крупнейшее государство мира.
(Россия — крупнейшее государство мира.
- Повествовательное
- Невосклицательное
- Простое
- Двусоставное
- Распространённое
- Неосложнённое
-Существительное-это…
самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
-Существительные изменяются по…
числам и падежам.
-Существительное в предложении может быть…
любым членом предложения: главным и второстепенным.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО???
- Есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.
- Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.
- Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .Например, во многих
языках народов Кавказа, Африки
может быть до 40 родов. Их там
называют «классами».
Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие.
ЖЕНСКИЙ РОД
МУЖСКОЙ РОД
СРЕДНИЙ РОД
На -а(-я) и
мягкий
согласный
На согласный,
редко на –а(-я)
На –о(-е)
Определите род данных имён существительных?
Он или она?
Мой или моя?
Эти слова называются СЛОВАМИ ОБЩЕГО РОДА ,
и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Имена существительные
общего рода
Миша – большой неряха.
Маша – большая неряха.
В одном случае говорящий обращается к девочке, в другом – к мальчику
ВСЕГДА ЛИ ЛЕГКО ОПРЕДЕЛИТЬ РОД?
Женский род
Мужской род
мозоль
Средний род
вуаль
тюль
лебедь шампунь
какао повидло
туфля
ЗАПОМНИТЕ!
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
- Рояль, - я, м.р. Концертный рояль.
- Шампунь, - я, м. р. Хороший шампунь.
- Мозоль, - и, ж.р. Болезненная мозоль
- Бандероль, - и, ж.р. Большая бандероль.
ВЫВОД
КАК МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ И ВЫРАЖАЕМ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?
На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают :
- формы прилагательного: большой стол , красная ручка , широкое окно ;
- формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык.
У МНОГИХ СЛОВ ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ РОД.
К НИМ ОТНОСЯТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
- мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ;
- женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ;
- среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце .
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!
Из слов каждой строчки составьте предложения. Первое предложение разберите по членам.
Подчеркните имена существительные
единственного числа.
1. К, звери, готовятся, птицы, з..ме.
2. Сушит, на, белка, суч..ках, ос..н..ю, гр..бы.
3. В, л..са, глуб..не, птиц, песня, слыш..тся,
прощ..л..ная.
Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.
Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.
существительные женского рода с окончаниями
существительные женского рода без окончаний
Спиши имена существительные. Определи их род.
Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.
Выделенные слова раздели для переноса.
Образец выполнения:
Ло-шадь (ж.р)
Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.
1) Труд кормит, а лень портит.
2) Худой мир лучше доброй ссоры.
3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.
4) Одна зима на Родине лучше ста вѐсен на чужбине.
5) Ученье – свет, а неученье – тьма.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.
Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.