СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Родительный падеж существительных множественного числа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Родительный падеж существительных множественного числа».»

Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день!

- Когда человек сможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)

- Каким образом? (сделать два шага)

- Вы готовы добывать знания? (Да)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Работа в тетради

– Напишите «Число» «Классная работа».

-Назовите время года, идущее за осенью. (Зима)

2.Каллиграфическая минутка

-Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать. Какая буква лишняя?

и а с о у о

- Правильно это буква с. А как вы догадались?
- Пишем букву с. Пишем соединения сн сл су см.
3.Словарная работа. (Коллективная работа.)

- Отгадайте загадку:

Он без красок и белил

крыши города белил.

(Снег.)

-Какая это часть речи?

(Имя существительное)

4.Отгадайте анаграммы.


- Из данных слов выберите однокоренные существительные к слову снег.

(снежок снегопад снеговик снежинки)

III. Выявление места и причины затруднения. Фиксация затруднения в деятельности.(Коллективная работа.)

-Прочитайте стихотворение .Обратите внимание на подчёркнутые слова.

-Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания.

Нет без леса России,

Без снегов и озер,

Нет без сумерек синих

И без розовых зорь .

(После определения падежа , числа.)

- Что вы заметили? (Разные окончания)

-Почему в этих словах разные окончания?

-В чем же затруднение?

-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

IV. Построение плана выхода из затруднения.

-Как вы думаете : какова тема нашего урока?

-Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».

1. Знакомство с окончаниями.

-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).

конь ночь облако

снег площадь поле

месяц зима море

снегирь улица дерево

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.


Работа в группах. (по рядам)


-Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

1ряд- существительные мужского рода

Конь- _, снег- ,

месяц- , снегирь- .

2ряд- существительные женского рода

Ночь- _, площадь- _,

зима- _, улица- .

3ряд- существительные среднего рода

Облако- __, поле -__,

море- __, дерево-__,

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Нет( кого? чего?) коней, снегов, месяцев, снегирей.

Н ет (чего?) ночей, площадей, зим, улиц.

Нет (чего?) облаков, полей, морей, деревьев.

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

-Я записала ваши ответы в таблицу.


 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-


- Сделайте вывод , опираясь на таблицу.

-Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 112.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-Ребята, в зимнее, холодное время пернатые друзья нуждаются в нашей помощи.

-Я призываю вас : покормите птиц зимой! Будем беречь наших братьев меньших! А птицы порадуют нас своим прекрасным пением, помогут сохранить наши плодовые деревья от насекомых- вредителей! И порадуют нас своим существованием!

-Сейчас мы запишем предложение.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.

- А теперь мы будем работать, согласно алгоритму.

Берез Осин Елей Граммов Ягод

-Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится особому сложному правописанию существительных в родительном падеже множественного числа.

- Прочитайте правило на экране.

1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов- ов, но яблок, гранат.

2.Пара сапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание, но носков- ов)

3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров -ов.


-Постарайтесь запомнить правописание этих слов, чтобы правильно употреблять их в своей речи. Правописание этих существительных в родительном падеже множественного числа относится к сложным случаям.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( Работа в парах на индивидуальных карточках )

- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.


огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки


огурцы (огурцов)


улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)


килограммы (килограммов)


сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, а теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

- Правильно!

-В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа: - ов (ев), ей , нулевое.

-Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!

IX. Рефлексия учебной деятельности. А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

1.Обсуждение в парах. (Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой)

2.Самооценка своей работы.А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите синий кружок.

Кто работал, добросовестно – зеленый кружок.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный кружок.

Домашнее задание ( разноуровневого характера)

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности (задания написаны на голубых карточках)

Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери),порывы (ветры).

2 уровень повышенной сложности ( розовые карточки)

Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки.

Много зуб, из яблоков, пара сапогов, из помидор, без носок, от полотенцев, около леса, мало татар, пара валенков.


7