Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день!
- Когда человек сможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)
- Каким образом? (сделать два шага)
- Вы готовы добывать знания? (Да)
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1.Работа в тетради
– Напишите «Число» «Классная работа».
-Назовите время года, идущее за осенью. (Зима)
2.Каллиграфическая минутка
-Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать. Какая буква лишняя?
и а с о у о
- Правильно это буква с. А как вы догадались?
- Пишем букву с. Пишем соединения сн сл су см.
3.Словарная работа. (Коллективная работа.)
- Отгадайте загадку:
Он без красок и белил
крыши города белил.
(Снег.)
-Какая это часть речи?
(Имя существительное)
4.Отгадайте анаграммы.
- Из данных слов выберите однокоренные существительные к слову снег.
(снежок снегопад снеговик снежинки)
III. Выявление места и причины затруднения. Фиксация затруднения в деятельности.(Коллективная работа.)
-Прочитайте стихотворение .Обратите внимание на подчёркнутые слова.
-Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания.
Нет без леса России,
Без снегов и озер,
Нет без сумерек синих
И без розовых зорь .
(После определения падежа , числа.)
- Что вы заметили? (Разные окончания)
-Почему в этих словах разные окончания?
-В чем же затруднение?
-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.
IV. Построение плана выхода из затруднения.
-Как вы думаете : какова тема нашего урока?
-Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».
1. Знакомство с окончаниями.
-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).
конь ночь облако
снег площадь поле
месяц зима море
снегирь улица дерево
- Сейчас мы с вами поработаем в группах.
Работа в группах. (по рядам)
-Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.
1ряд- существительные мужского рода
Конь- _, снег- ,
месяц- , снегирь- .
2ряд- существительные женского рода
Ночь- _, площадь- _,
зима- _, улица- .
3ряд- существительные среднего рода
Облако- __, поле -__,
море- __, дерево-__,
-Давайте проверим, что у вас получилось.
Нет( кого? чего?) коней, снегов, месяцев, снегирей.
Н
ет (чего?) ночей, площадей, зим, улиц.
Нет (чего?) облаков, полей, морей, деревьев.
-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?
-Я записала ваши ответы в таблицу.
| М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
Р. п. мн. ч. | -ов -ев -ей - | -ей - | -ов -ев -ей - |
- Сделайте вывод , опираясь на таблицу.
-Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 112.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
-Ребята, в зимнее, холодное время пернатые друзья нуждаются в нашей помощи.
-Я призываю вас : покормите птиц зимой! Будем беречь наших братьев меньших! А птицы порадуют нас своим прекрасным пением, помогут сохранить наши плодовые деревья от насекомых- вредителей! И порадуют нас своим существованием!
-Сейчас мы запишем предложение.
Ребята развесили кормушки на ветвях берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.
- А теперь мы будем работать, согласно алгоритму.
Берез Осин Елей Граммов Ягод
-Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится особому сложному правописанию существительных в родительном падеже множественного числа.
- Прочитайте правило на экране.
1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов- ов, но яблок, гранат. 2.Пара сапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание, но носков- ов) 3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров -ов. |
-Постарайтесь запомнить правописание этих слов, чтобы правильно употреблять их в своей речи. Правописание этих существительных в родительном падеже множественного числа относится к сложным случаям.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
( Работа в парах на индивидуальных карточках )
- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.
огурцы | |
улицы | |
фабрики | |
помидоры | |
килограммы | |
сапоги | |
яблоки | |
места | |
задачи | |
ботинки | |
огурцы (огурцов) | |
улицы (улиц) | + |
фабрики (фабрик) | + |
помидоры (помидоров) | |
килограммы (килограммов) | |
сапоги (сапог) | + |
яблоки (яблок) | + |
места (мест) | + |
задачи (задач) | + |
ботинки (ботинок) | + |
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Ребята, а теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
У
рыб нет зуб.
(У рыб нет зубов)
- Правильно!
-В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа: - ов (ев), ей , нулевое.
-Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!
IX. Рефлексия учебной деятельности. А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
1.Обсуждение в парах. (Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой)
2.Самооценка своей работы.А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите синий кружок.
Кто работал, добросовестно – зеленый кружок.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный кружок.
Домашнее задание ( разноуровневого характера)
- Предлагаю вам задания двух уровней:
1 уровень средней сложности (задания написаны на голубых карточках)
Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.
На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери),порывы (ветры).
2 уровень повышенной сложности ( розовые карточки)
Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки.
Много зуб, из яблоков, пара сапогов, из помидор, без носок, от полотенцев, около леса, мало татар, пара валенков.
7