СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительский тренинг как средство решения проблемных ситуаций в воспитании ребенка.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг как способ эффективной коммуникации между школой и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Родительский тренинг как средство решения проблемных ситуаций в воспитании ребенка.»

Родительский тренинг как средство решения проблемных ситуаций в воспитании ребенка.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский

Успешное взаимодействие школы и семьи для повышения эффективности воспитательного и учебного процесса зависит от таких факторов, как: доверие между педагогом и родителем, заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве, открытом диалоге между всеми участниками образовательного процесса. Основную часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Так как семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, школа также является частью этой системы. Мы знаем, что одним из свойств системы, в нашем случае- система семьи и школы, является адаптивность, то есть изменение всех свойств системы под влиянием новых факторов. Большинство семей перестраиваются, понимая и выполняя требования школы, постоянно взаимодействуя с учителями, активно содействуя развитию личности ребенка.

Но есть и дисфункциональные семейные системы, заключающиеся в несовпадении представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к школе и представлений педагогов (классных руководителей) о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства. С такими семьями мы предлагаем работать отдельно, с использованием различных психологических игровых технологий.

Совместно с классным руководителем мы условно делим родительскую группу на три категории: активисты, нейтральные и негативно-настроенные.

Работа с активными родителями обычно не вызывает никаких затруднений, группа нейтральных – требует периодически дополнительной работы, те же тренинги, круглые столы как средство дополнительной мотивации. Наибольшую трудность для нас вызывает сотрудничество с родителями, постоянно конфликтующих со школой, либо игнорирующих проблемы своих детей, что отражается как на учебе, так и на поведении ребенка. Мы предлагаем отдельно работать с такой группой, приглашая их на групповую работу с элементами тренинга, мотивируя как улучшением во взаимодействии с ребенком, так и повышением учебной мотивации самого ребенка.

Один из примеров такой работы с родителями хотелось бы вам сегодня представить.

Так как одним из главных принципов эффективного взаимодействия – это партнерские отношения с родителями, обеспечение открытости и доверия, создание атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, то именно в тренинге возможно создание условий полностью отвечающих данным принципам. Так как в процессе групповой работы родители могут не только поделиться наболевшим, но выслушать различные точки зрения на свои волнующие вопросы.

Преимущества психологического тренинга:

Собрания в виде лекций, семинаров – процесс усвоения до 20 %,

Тренинговые занятия – процесс усвоения до 50-70%.

1. Группа является зеркалом общества, отражая в себе характерные социальные особенности. В то же время в тренинговой группе участники защищены от негативных воздействий внешней социальной среды, находятся в условиях, способствующих осмыслении поведения, рефлексии. Поэтому взаимодействие внутри группы эффективно развивает различные социальные умения.

2. В группе личность осваивает новые способы общения, партнёрского взаимодействия, приобретает полезные коммуникативные умения.
3. В группе лучше, чем в индивидуальном тренинге, реализуется обратная связь и возникает возможность получения поддержки от людей со сходными проблемами (участники сочувствуют друг другу, идентифицируя себя с другими).
4. Опыт, полученный в группе, противодействует отчуждению личности и способствует установлению более близких отношений с окружающими, решению межличностных проблем.
5. Тренинг, проводимый в группе, облегчает самораскрытие и самопознания участников, позволяет сравнивать свои ощущения, действия и поведение с ощущениями, описываемыми другими участниками, с их поведением. Это облегчает переход каждого участника в исследовательскую позицию, стимулирует самоисследование.



Одним и вариантов родительского тренинга может быть тренинг « Десять родительских высот», который достаточно успешно апробируется в нашей гимназии, совместно с классными руководителями и педагогами.

Цель данного тренинга:

  • Обращение к родителю как к субъекту, а не объекту.

  • «инвентаризация знаний о родительских умениях, навыках, понимание того, что эффективное родительство-родительство осознанное.

Пример одной из техник тренинга – работа с игровыми платформами Ушаковой.

Таким образом, благодаря такой практической, насыщенной реальными проблемами родителей, работе мы решаем сразу несколько болевых точек: снижаем тревожность и конфликтность родителей, повышаем уровень доверия к школе, показываем свою открытость к сотрудничеству и небезразличие к проблемам каждого ребенка. Иногда в процессе работы вскрываются застарелые конфликты, которые долгое время копились и отражались на негативном отношении к школе. Самое главное, что стоит отметить, что в процессе такого тренинга меняются взаимоотношения не только между родителями и классным руководителем, но и в семье. В дальнейшем мы планируем подключать в такую работу и детей, и других педагогов.

Педагог-психолог МБОУ гимназии № 4 Афонина М.А.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!