СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Эти трудные домашние задания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Эти трудные домашние задания"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Ф.И.О. Калинина Дарья Владимировна

Класс: 2А

Тема занятия: «Эти трудные домашние задания»

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.

Предварительная подготовка: составление презентации по теме, подбор материала, подбор и распечатка анкет для родителей.

Форма организации деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) фронтальная, парная, групповая

Дидактические средства: раздаточный материал (анкета. памятки)

Интерактивное оборудование: компьютер, презентация


ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность родителей

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде, чем мы с вами начнём родительское собрание, я предлагаю Вам прослушать шуточный диалог Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

- Какой предмет тебе больше всего нравится в школе?

- Наручные часы нашего классного руководителя!

- Кем ты будешь, когда вырастешь?

- Знаменитым человеком!

- Почему ты так думаешь?

- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые телевидением и Интернетом дети…

- Когда собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

Дети, дети! Наши всё видящие и всё замечающие дети!

- Почему ты целый день валяешься на диване?

- Готовлюсь стать папой!

- Почему ты дома даже учебники не открываешь?

- Ну, ты же сама говорила, что книги надо беречь!

- Мама задумчиво изучает запись в дневнике и цитирует её: «Спал на уроке музыки».

- Ребенок в свое оправдание: «Это я обучаюсь во сне!»

Приветствие.







2. Актуализация имеющихся знаний

Я предлагаю ответить Вам на вопросы, лежащие перед вами, которые помогут определить тему нашего собрания. Раздаются карточки с первыми словами предложения. Родители должны продолжить предложение.

— Наш ребенок выполняет домашнее задание ...

— Он самостоятельно справляется с ...

— Ребенок с трудом ...

— Мы оказываем следующую помощь ребенку при выполнении им домашнего задания ...

— Когда ребенок учит уроки, мы ...

— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что ...

— Если ребенок небрежно выполнил домашнее задание, то ...

— Ребенок начинает выполнение домашнего задания с ...

— При приготовлении домашнего задания необходимо ...

— Если ребенок включается в работу медленно, то ...

Итак, уважаемые родители, скажите пожалуйста, о чём были вопросы в анкете? Всё верно. Скажите, какая сегодня тема родительского собрания? Да, сегодня мы поговорим о трудностях при выполнении домашних заданий и почему они возникают.

Выполняют задание










О домашних заданиях

Трудные домашние задания.

3. работа над темой

В специальной литературе последних лет вопрос о роли и функциях ДЗ рассматривается по-разному. Одни авторы считают, что эти задания приносят «вред физический и моральный», поэтому их надо отменить. Сторонники противоположной точки зрения полагают, что ДЗ необходимы. Многовековая практика и педагогические законы доказывают, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются. Согласно этой точке зрения, отказ от домашних самостоятельных работ ведет к снижению качества обучения. Мы будем рассматривать ДЗ как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на наше собрание? Да, верно.

Уважаемые родители! Вспомним, с какой радостью пришли дети в первый класс. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой! Увы, далеко не все они сбываются. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — часто не радует. А ведь более 2/3 неуспевающих детей потенциально способны, но эти способности по разным причинам у них не развиты. Вероятно, одной из таких причин является неумение родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашних заданий. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Именно поэтому мы сегодня остановимся на ней.

А сейчас, уважаемые родители, мы попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Вопрос: почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно?

Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – выполнении домашнего задания – мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома – это получить за него «пятерку», то мы явно не правы. Для начала надо усвоить, что цель – это не отметка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте, хвалите, ведь эмоциональная положительная реакция для ребенка гораздо важнее, чем хорошая отметка.


Если появились плохие отметки, и ребенок не может с ними справиться самостоятельно, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.

Работа родителей в группах


А сейчас, уважаемые родители, мы поработаем в группах и попытаемся вместе найти причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Обсудите в группах вопрос: «Почему выполнение домашнего задания детьми может быть неэффективным?» Значимые, на ваш взгляд, причины запишите на «листьях» и прикрепите их на дерево.


Советы (правила) для родителей.


Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая отметка уже воспринимается как наказание.


Выясните, за что именно была поставлена неудовлетворяющая вас и ребенка отметка (двойка, тройка, для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то еще.


Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Вечно у тебя грязь в тетради!» или «Ничего ты не умеешь!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное!».


Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не получалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, приободрите ребенка.


Хвалите ребенка за каждый его успех. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.


Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров или задач без ошибок и исправлений.


Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступать к работе.


Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Правильное освещение.


Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, работает 25 минут, а затем 10-15 минут отдыхает, делая при этом физические упражнения.

Давайте рассмотрим следующие ситуации. Ситуация 1. Ребенок принес из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей. А ведь столько времени накануне просидели за домашним заданием вместе!»


Комментарии учителя к данной ситуации:


— Не унижайте ребенка, не используйте фразы типа «У тебя есть голова на плечах?», «Ты не мог ничего лучше придумать?»


— Не угрожайте. Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. К тому же угрозы бесполезны — поведение от них не улучшается, положительных результатов не прибавляется.


— Не вымогайте обещаний. Обещания могут относиться к будущему. Слово — одно, дело - другое.


Ситуация 2. Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает его напоследок и выполняет кое-как.


Комментарии учителя к данной ситуации:


— Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым в школе.


— Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как ее преподавали вам (заодно поймете, насколько он знает материал параграфа).


— Докажите личным примером, что трудные задания решать интересно, наработайте определенную схему их решения.


Ситуация 3. У ребенка проблемы на почве учебы в школе. По этой причине он не хочет выполнять домашнее задание и вообще идти в школу.


Комментарии учителя к данной ситуации:


— У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви со стороны родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может, эти ощущения послужат первым шагом решения проблемы.


— Постарайтесь устранить неприятности, но не обсуждайте с ребенком все подробности. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Вы всегда можете подойти к педагогу и поговорить с ним.


— Принимайте, по возможности, участие в жизни школы и класса. Ребенок этим очень гордится, а вы будете лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.


Предлагаю вам поиграть в детскую игру – Плотный круг.


Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями (взяться за руки). Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге.

Нам удалось с вами немного отойти от тяжелого вашего рабочего дня, постепенно переключаем внимание на наше собрание

Тест для родителей (отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье)

  • Сколько раз тебе повторять?

  • Посоветуй мне, пожалуйста.

  • Не знаю, что бы я без тебя делал (а).

  • И в кого ты такой (ая) уродился(лась)!

  • Какие у тебя замечательные друзья!

  • На кого ты похож(а)!

  • Вот я в твоё время!...

  • Ты нам опора и помощник!

  • Ну что за друзья у тебя!

  • О чём ты только думаешь!

  • Какая ты у меня умница!

  • А ты как считаешь, сынок (доченька)?

  • У всех дети как дети, а ты?

  • Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты

7 – 8 баллов. Живёте душа в душу.

Ребёнок любит и уважает вас.


9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении.

Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.


11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее.

Авторитет не заменяет любви.


13 -14 баллов. Идёте по неровному пути.

Существует недоверие между вами и ребёнком.

Уделяйте ему больше времени, уважайте его,

прислушивайтесь к его мнению.

А, теперь, уважаемые родители, поработайте с соседом по парте и постарайтесь составить свою памятку «Садимся за уроки»? (примерная памятка прил 1)

Назовите, его пункты. Ответы запишите на розданные вам листы, затем поделимся своими вариантами.

Вывод: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.
















Ответы родителей (ознакомление с трудностями при выполнении домашних заданий и какие ошибки допускают родители при помощи с ними)

















Ответы родителей

Недостаточная информация о том, как надо выполнять задание.


Недостаточное умение читать и понимать текст.


Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками.


Отсутствие (в первую очередь у родителей) знаний о гигиенических нормах при выполнении заданий.


Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам.


Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника.


Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.


Неосведомленность родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома.






Дерево проблем















































































Выполняют задания

Ответы родителей

















































































































Составление памяток «Садимся за уроки»

4. подведение итогов

В заключении, хотелось бы прочесть стихотворение:

Домашнее задание

По общему признанию,

Домашнее задание,

Бывает сложным слишком,

А часто, вовсе лишним!

Но, вот у папы мнение,

Что дело здесь в терпении

У мамы, что в желании,

Усердии, старании.

А если есть сомнения,

Решите уравнение,

Чертёж, вот начертите,

Гербарий соберите

А также точку зрения,

Представьте в сочинении!

Ведь это непосильный труд,

Когда друзья уже зовут…

Но папа прервал прения,

Он был не в настроении

Пришлось пополнить знания

И выполнить задания,

Хотя морально было сложно…

Но… в виде исключенья можно. Итак, уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорили о трудностях выполнения домашних заданий. Узнали о важности домашних заданий и как облегчить задачу не только ребенку, но и себе.


5. Рефлексия родительского собрания

Наше собрание подходит к концу. Я попрошу вас заполнить карточки отзыва. Это поможет мне улучшить свою деятельность.

Карточка отзыва

1. Я узнал, что...

2. Новым для меня стало то, что...

3. Я убедился, что...

4. Меня не смогли убедить в том, что...

5. Я категорически против того, чтобы...

6. Я возмущен тем, что...


Ответы

Приложение 1

Садимся за уроки (памятка школьнику)

1.      Садись за уроки в одно и то же время

2.      Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.      Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть тихо.

4.      Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

5.      Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

6.      Приготовь письменные принадлежности для занятия.

7.      Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое всегда отводишь им на столе.

8.      Убери со стола всё лишнее.

9.      Сядь правильно, открой учебник…

10.  Побольше тебе пятёрок!