В специальной литературе последних лет вопрос о роли и функциях ДЗ рассматривается по-разному. Одни авторы считают, что эти задания приносят «вред физический и моральный», поэтому их надо отменить. Сторонники противоположной точки зрения полагают, что ДЗ необходимы. Многовековая практика и педагогические законы доказывают, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются. Согласно этой точке зрения, отказ от домашних самостоятельных работ ведет к снижению качества обучения. Мы будем рассматривать ДЗ как средство активизации учебной деятельности младших школьников. Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на наше собрание? Да, верно. Уважаемые родители! Вспомним, с какой радостью пришли дети в первый класс. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой! Увы, далеко не все они сбываются. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — часто не радует. А ведь более 2/3 неуспевающих детей потенциально способны, но эти способности по разным причинам у них не развиты. Вероятно, одной из таких причин является неумение родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашних заданий. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Именно поэтому мы сегодня остановимся на ней. А сейчас, уважаемые родители, мы попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Вопрос: почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно? Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – выполнении домашнего задания – мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома – это получить за него «пятерку», то мы явно не правы. Для начала надо усвоить, что цель – это не отметка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте, хвалите, ведь эмоциональная положительная реакция для ребенка гораздо важнее, чем хорошая отметка. Если появились плохие отметки, и ребенок не может с ними справиться самостоятельно, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил. Работа родителей в группах А сейчас, уважаемые родители, мы поработаем в группах и попытаемся вместе найти причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Обсудите в группах вопрос: «Почему выполнение домашнего задания детьми может быть неэффективным?» Значимые, на ваш взгляд, причины запишите на «листьях» и прикрепите их на дерево. Советы (правила) для родителей. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая отметка уже воспринимается как наказание. Выясните, за что именно была поставлена неудовлетворяющая вас и ребенка отметка (двойка, тройка, для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то еще. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Вечно у тебя грязь в тетради!» или «Ничего ты не умеешь!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное!». Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не получалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, приободрите ребенка. Хвалите ребенка за каждый его успех. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров или задач без ошибок и исправлений. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступать к работе. Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Правильное освещение. Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, работает 25 минут, а затем 10-15 минут отдыхает, делая при этом физические упражнения. Давайте рассмотрим следующие ситуации. Ситуация 1. Ребенок принес из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей. А ведь столько времени накануне просидели за домашним заданием вместе!» Комментарии учителя к данной ситуации: — Не унижайте ребенка, не используйте фразы типа «У тебя есть голова на плечах?», «Ты не мог ничего лучше придумать?» — Не угрожайте. Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. К тому же угрозы бесполезны — поведение от них не улучшается, положительных результатов не прибавляется. — Не вымогайте обещаний. Обещания могут относиться к будущему. Слово — одно, дело - другое. Ситуация 2. Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает его напоследок и выполняет кое-как. Комментарии учителя к данной ситуации: — Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым в школе. — Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как ее преподавали вам (заодно поймете, насколько он знает материал параграфа). — Докажите личным примером, что трудные задания решать интересно, наработайте определенную схему их решения. Ситуация 3. У ребенка проблемы на почве учебы в школе. По этой причине он не хочет выполнять домашнее задание и вообще идти в школу. Комментарии учителя к данной ситуации: — У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви со стороны родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может, эти ощущения послужат первым шагом решения проблемы. — Постарайтесь устранить неприятности, но не обсуждайте с ребенком все подробности. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Вы всегда можете подойти к педагогу и поговорить с ним. — Принимайте, по возможности, участие в жизни школы и класса. Ребенок этим очень гордится, а вы будете лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе. Предлагаю вам поиграть в детскую игру – Плотный круг. Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями (взяться за руки). Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге. Нам удалось с вами немного отойти от тяжелого вашего рабочего дня, постепенно переключаем внимание на наше собрание Тест для родителей (отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье) Сколько раз тебе повторять? Посоветуй мне, пожалуйста. Не знаю, что бы я без тебя делал (а). И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! Какие у тебя замечательные друзья! На кого ты похож(а)! Вот я в твоё время!... Ты нам опора и помощник! Ну что за друзья у тебя! О чём ты только думаешь! Какая ты у меня умница! А ты как считаешь, сынок (доченька)? У всех дети как дети, а ты? Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! Оцените результаты 7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас. 9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен. 11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви. 13 -14 баллов. Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению. А, теперь, уважаемые родители, поработайте с соседом по парте и постарайтесь составить свою памятку «Садимся за уроки»? (примерная памятка прил 1) Назовите, его пункты. Ответы запишите на розданные вам листы, затем поделимся своими вариантами. Вывод: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий. |