Родительское собрание на тему: «Особенности воспитания и обучения детей с ОВЗ (VIII вид). Роль родителей в формировании мотивации к обучению и создании ситуации успешности ребёнка».
Воспитание детей с ОВЗ
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель,
- а всё общество в целом,
- вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта ,
- вся живая повседневность , в которой нет мелочей .
- Каждый наш поступок , который видят или слышат дети ,
- каждое наше слово-интонация , с которой оно произносится,
являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка , формированием его личности ».
В.П. Кащенко
Реализация задачи воспитания в школе
В отличие от других классов, классы VIII вида с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед учителями, работающими в таких классах, ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении .
А это значит, что обучающиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам .
Реализация задачи воспитания в школе
Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек , создает систему условий, щадящих нервную систему ребёнка.
В школе существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Учащиеся с ОВЗ легко возбуждаются в шумных условиях и достаточно медленно восстанавливаются, преодолевая возбуждение нервной системы. Данный фактор следует учитывать при общении с ребёнком дома.
Цель воспитательной работы в коррекционном классе
Целью воспитательной работы в коррекционном классе является формирование -
социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства .
Задачами воспитательной работы в коррекционном классе являются:
1. Всестороннее развитие учащихся (интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности).
2. Воспитание добросовестного отношения к учебе .
3. Воспитание сознательной дисциплины .
4. Совершенствование правового обучения и воспитания .
5. Формирование негативного отношения к вредным привычкам .
6. Формирование разносторонних интересов учащихся через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях.
7. Развитие адаптивных способностей личности к успешной социализации и собственно социализация обучающихся .
Задача учителя и родителей
«…Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею , позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности , что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам , преподавателю же остается только направлять его деятельность».
(Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.)
Что важно развивать у детей с ОВЗ?
Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности школьников с ОВЗ.
Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.
Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.
Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.
Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Мотивационная составляющая – это психологическая основа учебной деятельности, и если у ребенка нет данной основы, то развитие его познавательной сферы не сможет привести его к школьной успешности.
Формирование мотивации осуществляется не только учителем, но и отношением родителей к учебной деятельности ребёнка. Только совместными усилиями учителя и родителей возможно помочь школьнику с ОВЗ стать успешным в обучении и легко адаптироваться в обществе .
Стратегии по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ.
- Обучение в ситуации успеха -
упражнения, предлагаемые младшим школьникам с ОВЗ, должны быть выстроены в соответствии с принципом «от простого к сложному».
- Устранение монотонности учебной деятельности -
в игровой форме учащиеся с ОВЗ демонстрируют наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила , нормы и формы общения необходимо использовать игры с правилами .
- Ориентация на эмоциональное благополучие -
внимание школьников с ОВЗ концентрировать на собственном успехе , проводить сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка , показывать ребёнку, что он стал работать лучше, то есть он успешен .
Помощь родителей при выполнении домашнего задания.
- Не выполнять задание за ребёнка -
ребёнок должен выполнить задание самостоятельно, а не списать его с черновика, на котором задание выполнено родителем!
- Попросить ребёнка прочитать задание к упражнению (инструкцию) и объяснить Вам, что ребёнок будет делать в данном упражнении -
если ребёнок всё объяснил верно, похвалите его и попросите приступить к выполнению задания, если не верно, попросите прочитать задание по одному предложению и объяснить смысл каждого предложения : прочитал - объяснил, прочитал – объяснил и только после этого приступил к выполнению.
- После того , как ребёнок выполнил задание, попросите его ещё раз прочитать инструкцию и проверить всё ли он выполнил - «все ли провода перерезал сапёр, обезвреживая мину», если все, то хорошо, если нет, то «бабах!» - оценка будет ниже, если задание не будет выполнено в полном объёме.
Помощь родителей при выполнении домашнего задания.
4. Не заставляйте ребёнка выполнять задания, которых нет в инструкции (подчёркивать, выделять и т.д.) – это является ошибкой!
- При выполнении разноуровневых заданий, ребёнок должен выполнить только те задания , которые соответствуют инструкции выбранного уровня. Задания для других уровней НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ – это также является ошибкой!!!
- Будьте терпеливы и Ваш ребёнок будет успешен! Интересуйтесь его школьными успехами, участвуйте в школьных мероприятиях, помогайте ребёнку проявлять себя, приходите посмотреть, когда ребёнок выступает на сцене, это огромный стресс и победа над собой для Вашего ребёнка, а вы будете рядом и обнимете его, когда он спустится в зал (это дорогого стоит!)
- Обеспечьте ребёнка всеми необходимыми школьными принадлежностями: (2 ручки, 2 простых карандаша, стирательная резинка, линейка не менее 20 см., цветные карандаши + запасные красного, синего и зелёного цвета, точилка для карандашей, цветная бумага, картон, клей, ножницы, конструктор и т.д.), школьная и спортивная форма, сменная обувь. Ребёнку будет комфортно.
Помощь родителей в успешном обучении ребёнка.
8. Проверьте вечером готовность ребёнка к школе (ручки пишущие, карандаши подточены, тетради все на месте, дневник заполнен ребёнком). Помогите ребёнку правильно расставить даты в дневнике, проверяйте дневник, смотрите оценки, хвалите ребёнка , также обращайте внимание на замечания и проводите беседы о правилах поведения, предварительно узнав причину плохого поведения ребёнка . Чем больше ребёнок вам доверяет сейчас, тем проще будет проходить Ваше общение и выстраиваться взаимопонимание в подростковый период .
- Не избегайте общения с учителями, с классным руководителем, не показывайте ребёнку неприязненное отношение к школе и т.п., ему сложно определиться со своим отношением: если у него в школе всё хорошо, а родитель говорит о школе плохо, ребёнок не знает как себя вести в такой ситуации. Решите вопросы с учителем: позвоните или придите в школу для беседы. Ответственно относитесь к поручениям учителя: заполнить документы, подписать согласие и т.п., чтобы Ваш ребёнок понимал, что Вы выполняете задание вовремя, а не потом, после нескольких напоминаний.
Помощь родителей в успешном обучении ребёнка.
10. Помогите ребёнку выучить стихотворение, старайтесь создать наглядно-образное представление, разыграть сценку. Ребёнок должен представить картинку, тогда ему будет легче осмыслить, запомнить и рассказать стихотворение. Спросите, как он это делает в школе.
- Просите ребёнка прочитать Вам рецепт для приготовления блюда, привлекайте к процессу готовки, ну и что, что сами сможете быстрее или уборки меньше, дети бывают маленькими только один раз! Насладитесь общением со своим ребёнком .
- Читайте с ребёнком (прочитал одно-два предложения, объясни о чём они). Ваш вопрос может быть в шуточной форме, Вы можете специально допустить ошибку и перепутать имена героев, посмотрите как Ваш ребёнок среагирует на это , заметит или нет. Заметил – молодец, не заметил, подведите его к тому , чтобы он всё-таки увидел несоответствие и сказал об этом. Аккуратно добивайтесь, чтобы ребёнок отвечал Вам развёрнутыми предложениями из трёх и более слов. Следите за правильной речью.
Помощь родителей в успешном обучении ребёнка.
- Выясните у ребёнка, чем бы он хотел заниматься (рисование, футбол, хоккей, музыка, шитьё, гончарное дело и т.д.) и найдите возможность устроить ребёнка в кружок, секцию и т.д., дайте ему шанс попробовать свои силы в той области, где у него возможно проявится настоящий талант и ваш ребёнок будет чувствовать себя успешным.
- Если родители заинтересованы в развитии своих детей – дети будут развиваться несмотря на диагнозы и заключения врачей. Пусть это развитие будет идти в своём темпе, с определёнными особенностями, но ребёнок будет двигаться вперёд и приобретать всё новые и новые навыки.
« Скажи мне – и я забуду , покажи мне – и я запомню , дай попробовать самому – и я пойму ».
(Конфуций)
Томас Эдисон
Изобретатель, сумевший усовершенствовать электрическую лампочку, автор фонографа, электрического стула и телефонного приветствия, отличался ярким талантом к предпринимательству.
Томас Эдисон
Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы, и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.»
Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы, и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».
Мама Томаса Эдисона Нэнси Элиот
Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века .»
«Каждая неудачная попытка– это шаг вперед!», вот тот девиз, который вел Эдисона всю жизнь. Верьте в своих детей, даже тогда, когда хочется плакать .
Фильмы и литература, которые следует увидеть или прочитать
- «Слепой музыкант»
- «Форест Гамп»
- «Человек дождя»
- «Мистер Джонс»
- «Хороший доктор»
- «Временные трудности»
Цитаты из фильма «Форест Гамп»
1. Моя мама всегда говорила: «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся».
2. Мама говорит: «Дурак тот, кто поступает как дурак».
3. Моя мама умела мне объяснять так, что мне всегда становилось понятно .
4. Моя мама всегда говорила: «Ты должен оставить прошлое позади, чтобы двигаться вперед».
5. Я не слишком умен, но я знаю, что такое любовь.
Рефлексия. Развиваем:
1. Учебная мотивация.
2. Внимание.
3. Память.
4. Восприятие.
5. Мышление.
Рефлексия. Помним:
Только совместными усилиями учителя и родителей возможно помочь школьнику с ОВЗ стать успешным в обучении и легко адаптироваться в обществе .
Рефлексия. Обеспечиваем:
- Обучение в ситуации успеха - двигаемся «от простого к сложному».
- Устранение монотонности любых занятий - игровая форма, игры с правилами .
- Ориентация на эмоциональное благополучие – концентрируем внимание ребёнка на собственном успехе , сравниваем предыдущий успех ребенка с его успехом сегодня, показываем, что он стал работать лучше, то есть он успешен .
Рефлексия. Помогаем дома:
- Не выполнять задание за ребёнка!
- Попросить ребёнка прочитать задание к упражнению (инструкцию) и объяснить Вам, что ребёнок будет делать в данном упражнении.
- После того, как ребёнок выполнил задание, попросите его ещё раз прочитать инструкцию и проверить всё ли он выполнил.
- Не заставляйте ребёнка выполнять задания, которых нет в инструкции!
- Не выполнять задания для других уровней!
- Будьте терпеливы и Ваш ребёнок будет успешен! Интересуйтесь его школьными успехами, участвуйте в школьных мероприятиях с ребёнком.
- Обеспечьте ребёнка всеми необходимыми школьными принадлежностями и формой, чтобы обеспечить ему комфортное пребывание в школе в полной готовности и в целях исключения попыток соврать почему он не готов.
- Работайте над доверительными отношениями с ребёнком.
- Не избегайте общения с учителем, не высказывайтесь негативно о школе в присутствии ребёнка.
Рефлексия. Помогаем дома:
10. Помогите ребёнку выучить стихотворение (рассказывайте по одной строчке по очереди, рассказывайте по ролям и т.п.)
11. Привлекайте ребёнка к домашним делам: просите ребёнка прочитать Вам рецепт, составить список покупок, берите ребёнка в магазин и пусть он сам сделает покупку, пересчитает сдачу и т.д. Помните, дети бывают маленькими только один раз! Насладитесь общением со своим ребёнком .
12. Читайте с ребёнком, важно добиться осознанного чтения, просите рассказывать вам сказки и т.д.
- Помогите ребёнку проявить себя в других областях (рисование, футбол, хоккей, музыка, шитьё, гончарное дело и т.д.), дайте ему шанс попробовать свои силы в той области, где у него возможно проявится настоящий талант и ваш ребёнок будет чувствовать себя успешным.
- Если родители заинтересованы в развитии своих детей – дети будут развиваться несмотря на диагнозы и заключения врачей.
« Скажи мне – и я забуду , покажи мне – и я запомню , дай попробовать самому – и я пойму ».
«Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек
не должен узнать о том, что
он малоспособный, что у него слабый ум . Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым ».
В.А. Сухомлинский
Источники информации:
- Педагогическая психология/ Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.
- Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева.-Изд.2-е-Ростов н/Д:Феникс, 2006.-576с.-(Сердце отдаю детям)
- Источники из Интернет