Родительское собрание
«Взаимодействие семьи и школы в профессиональной ориентации ребёнка»
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. Вы прекрасно знаете, что для детей исключаются профессии, вредные для здоровья, которые превосходят их физические возможности и ещё больше усугубляют уже имеющиеся заболевания.
Важное место в определении выпускниками будущей профессии принадлежит школе. Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий, в социуме. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Профориентационная работа в школе включает в себя следующие аспекты: формирование представлений о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии, формирование у школьников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, добросовестного отношения к труду, развитие интереса к трудовой деятельности. Все это способствует совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения детей.
Некоторые обучающиеся выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие обучающиеся определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей.
Профессиональные интересы у детей зависят от возраста. Так, например, у обучающихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий – от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом ребята отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель, медсестра, воспитатель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, повар, сапожник, столяр, строитель, и др.). Таким образом, в процессе взросления обучающегося изначальная завышенная самооценка, имеет тенденцию к объективизации.
Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся являются: недостаточно активная жизненная позиция; несформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований отдельных профессий к здоровью; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка.
Наша задача, семьи и школы поддерживать обучающихся в их начинаниях, правильно ориентировать обучающихся на выбор учебного заведения и на выбор дальнейшей профессии.
ПАМЯТКА
Рекомендуемые профессии и специальности, отрасли
слесарные и слесарно-сборочные работы;
строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
трикотажное производство;
местная промышленность
– народные художественные промыслы;
брошюровочно-переплетные и отделочные процессы;
зеленое хозяйство (озеленитель);
сельское хозяйство;
- швейное производство
профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).