СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: "Ответственное отношение к своему результату"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Ответственное отношение к своему результату"»

Тема: «Ответственное отношение к своему результату»

Цель: расширить и углубить знания родителей о проблеме воспитания ответственности детей.

Задачи:

1) познакомить родителей с вариантами воспитания ответственности у детей;

2) сформировать у родителей заботливое отношения к ребенку;

3) развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.

Уважаемые родители, здравствуйте! Предлагаю подумать над словами психолога И. Д Ялома: «Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего "я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место».

Согласны ли вы с высказыванием? (Ответы родителей). Уважаемые родители, кто готов определить тему нашего общения? Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим и обсудим такую проблему как ответственное отношение младшего школьника к своему результату. 

Не все учащиеся начальной школы уже готовы брать на себя ответственность, большинство нуждаются в руководстве и поддержке. Сначала они перекладывают вину за разбитую вазу на персонажа любимого мультфильма. Потом забывают покормить питомцев, которых так упрашивали купить. В школе в собственных провалах винят учителей и учебники. Но этого можно избежать, если вовремя и поэтапно развивать ответственность. 

Ответственность – это личный выбор человека в любых обстоятельствах сохранять свою причастность к происходящему и делать все необходимое для достижения желаемых результатов.

Главная цель ответственного отношения к своему результату состоит в том, чтобы научить ребёнка принимать решения, брать ответственность за свои поступки, слова, ошибки.

А теперь давайте определим уровень актуальности обсуждаемой проблемы в каждой семье. Ответим на вопросы.

Анкета для родителей

Ф. И. О. родителя____________________________________________

Ф. И. ребёнка________________________________класс___________

Вам необходимо проанализировать 10 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы:

1 – нет;

2 – иногда;

3 – скорее да, чем нет;

4 – да.

1. Часто ли ребёнок помогает вам по дому?

2. Убирает ли ваш ребёнок за собой после обеда/ужина и т.д.?

3. Все ли данные вами задания выполняет ребёнок в течении дня?

4. Как вы думаете, купив ребёнку домашнего питомца, будет ли он за ним ухаживать?

5. Самостоятельно ли ваш ребёнок выполняет домашнее задание?

6. Часто ли вы помогаете своему ребёнку?

7. Самостоятельно ли ваш ребёнок собирается в школу?

8. Всегда ли ваш ребёнок убирает за собой игрушки после того, как поиграет ими?

9. Бережно ли относится ваш ребёнок к вещам? (учебникам, одежде и т.д).

10. Помогает ли ваш ребёнок другим членам семьи?

Обработка и интерпретация результатов:

40 баллов. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно не зависит от вас, что способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.

25-30 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою ответственность.

Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания ответственности своего ребенка.

Проблема ответственного отношения к своему результату у младших школьников – это проблема, которая мешает выполнять те или иные задания, поручения, обязанности. Для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей. Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой – воспитание ответственного отношения к своему результату. Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. 



Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.

Вопросами формирования представлений, суждений об ответственности у детей занимался Пиаже. Он рассматривает ответственность в рамках морального развития детей. По мнению автора, всякая мораль есть система правил и сущность её - добиваться уважения, почитания этих правил. Большинство моральных правил ребёнок получает от взрослых.

Процесс этот постепенный. Сначала дети усваивают образцы социального поведения благодаря познанию и исполнению правил различных детских игр.

Роль игры в формировании волевых качеств ребёнка, в том числе ответственности, подчёркивают также отечественные психологи. В своей работе "Развитие воли в онтогенезе" Л. И. Божович отмечает: "В игре ребёнок должен подчиняться определённым правилам: Избрав для себя ту или иную роль, ребёнок действительно подчиняется правилам этой роли; должен вести себя соответственно тому, как ведёт в себя жизни персонаж, роль которого он на себя взял. Например, выполняя роль матери, девочка проявляет к своему "ребёнку" заботливость, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит ему пищу, укладывает спать.

Автор отмечает, что в игре ребёнок подчиняется этим правилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытывают удовлетворение и радость, а это "накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы". Игра требует от ребёнка "самопринуждения", а не принуждения "извне". Л. И. Божович приводит пример игры, проведённой   Д. Б. Элькониным со своими двумя дочерьми (5 и 7 лет). Он предложил им игру в "сестёр". Следуя правилам игры, девочки перестали ссориться, что часто случалось в обычной жизни, старались вести себя так, как должны вести себя сёстры.

Это показывает, что "у игры есть не только план действий, в ней строятся реальные отношения".

Уважаемые родители, а теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Найди выход».

Ваша задача разобрать в парах проблемные ситуации, которые могут возникнуть. Вы должны выявить проблему пед. ситуации и пути её решения. На партах у вас лежат листочки пед. ситуаций. Время на размышление даётся 3 минуты, после чего мы с вами проверим её.

Ситуация 1. «Мама и сын - второклассник после долгих просьб последнего дать ему больше самостоятельности решают, что мама больше не будет будить сына в школу, а он будет сам заводить будильник и просыпаться. Первые пару дней все идет отлично, но потом мальчик забывает завести будильник и соответственно опаздывает на уроки. «А что я тебе говорила? - Комментирует мама. - У тебя же голова дырявая, вечно летаешь в небесах! Вот тебе и взрослость, вот тебе и ответственность! Все! С завтрашнего дня снова начинаю тебя будить! Подождем, пока повзрослеешь».

Правильно ли поступила мама в этом случае? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Проблема: мама поступила неправильно, потому что она стала будить мальчика сама. 

Путь решения: нужно было напоминать ему вечером о том, что нужно завести будильник.

Ситуация 2. Мама просит дочь (второклассницу Машу) убраться на письменном столе. Но, проходит несколько дней, а на столе всё такой же беспорядок, как и было ранее. Тогда мама решает сама убраться на рабочем столе Маши.

Правильно ли поступила мама в этом случае? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Проблема: возможно, Маша забыла о просьбе мамы.

Путь решения: ей нужно было напомнить.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

С чего начать воспитание ответственности в своих детях?

Первый шаг в воспитании ответственности– заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях – подчинении нам или сопротивлении.

Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Второй шаг в воспитание ответственности – нужно завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

Третий шаг необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность.

Важно предоставлять ребенку возможность только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом.

А теперь, я предлагаю вам в парах ознакомиться с памяткой по формированию у младших школьников чувства ответственности. Какие из пунктов вы применяете в своей воспитательной системе? Озвучьте. Чем дополните? Время на размышление даётся 3 минуты.

Памятка для родителей

«Как сформировать у ребёнка чувство ответственности»

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи, класса, должен знать, что окружающие нуждаются в нём.

  2. Не надо торопить, позвольте выполнить ответственное задание в удобном для ребёнка темпе.

  3. Не делайте замечание за плохо выполненную работу, а сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

  4. Поручайте посильное дело.

  5. Придумайте сигналы- «напоминалки»

  6. Ответственное дело должно быть связано с положительными эмоциями.

Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание подходит к концу. На слайде представлена «лестница успеха», ваша задача определить своё расположение на ней. 1 ступень – ничего не понятно; 2 ступень – остались вопросы, встреча осталась незавершённой; 3 ступень – всё понятно, встреча была продуктивной.

«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Федор Достоевский

До свидания!