Родительское собрание с элементами тренинга для родителей "Как понять ребенка 2 - 3 лет"
Цель:
Создание условий для гармонизации отношений родитель – ребенок.
Задачи:
- активно слушать и уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
- осознание родителями психофизиологических особенностей детей 2 -3 лет.
Ход встречи:
Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня. Сегодняшнюю встречу, мы проведем в виде игрового мини – тренинга. Тема нашей встречи – как понять ребенка 2 – 3 лет?
Уважаемые родители, предлагаю вам выйти на середину зала, встать в круг и с помощью этого мяча познакомиться.
Упражнение «Знакомство».
Участники встают в круг, представляются, говорят, как его зовут, как зовут его ребенка, какие трудности в понимании своего ребенка испытывают родители?
Ну, вот вы и познакомились, а сейчас я предлагаю вам присесть на стулья и послушать меня.
Основная часть:
Вступительное слово педагога:
Первые годы жизни ребенка, очень интересный, познавательный, быстро меняющийся период в жизни ребенка. В эти годы малыш активно познает окружающий мир, людей, себя, отношения со взрослыми и детьми. Учиться пользоваться окружающими предметами. В эти годы маленький человек очень любопытен, открыт для общения, непосредственен. Именно сейчас закладывается отношения ребенка к людям. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Это начало всех его будущих качеств и способностей. В этот период наиболее близкие для ребенка люди – это его родители, но порой за суетой обыденной жизни они не замечают, как растет и развивается их ребенок, что нового, необычного происходит с ребенком в этот период и как понять ребенка в 2 -3 года. Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
Итак, начнем наш тренинг.
- Прошу встать всех родителей и подойти к середине зала.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молекулы».
Игра «Молекулы» (активизация, настрой на деловой лад).
Принимают участие родители и педагоги.
Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории, ведущий произносит: - «Атомы» - объединяются в «молекулы» (по три, по два, по четыре), игроки объединяются в « молекулы». В конце игры все объединяются в одну большую молекулу.
- Посмотрите, какая получилась большая и крепкая молекула.
Педагог: Уважаемые родители, я желаю вам быть одним большим сплоченным, дружным коллективом, как наша «молекула». Ведь чем дружнее будете вы и мы, тем легче, веселее и спокойнее будет чувствовать себя в детском саду ваши дети.
Мы сегодня с вами будем проводить в различные упражнения, и игры. Одно из них я хочу предложить вам.
Упражнение « Знаете ли Вы своего ребенка?»
Участники делятся на две подгруппы.
Ведущий предлагает карточки с описанием конкретных знаний ребенка от года до трех лет. Родители выбирают от 2 – 3 лет. Обсуждение совместное. А теперь обоснуйте свой выбор, расскажите почему вы выбрали именно эту карточку.
Карточки:
№1.
Стремиться связать 2 слова в предложение.
Хороший словарный запас, задает много вопросов, может связно
рассказывать.
Называет пять изображений на рисунке, задает первые вопросы.
№2.
Выполняет два поручения.
Хочет сделать все самостоятельно.
Ищет помощи у взрослых.
№ 3.
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
Чиркает карандашом в рамках листа.
Умеет чертить кривую замкнутую линию.
№ 4.
Умеет расстегивать три пуговицы.
Одеваться с помощью взрослого.
Стремиться одеваться сам, хотя не всегда это получается.
3.Слово педагога.
- Мы сейчас поговорили о ваших детях, а сейчас я познакомлю вас с психологическими особенностями детей от двух до трех лет. Обратите внимание вот на эту таблицу.
Психологические особенности детей 2 -3 лет.
Уважаемые родители теперь Вы знаете особенности возраста 2-3 года и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.
А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делается все наоборот.
Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие.
- Сейчас мы с вами попробуем поставить себя на место ребенка и ощутить на себе все влияния запретов.
Упражнение «Запреты».
Выбирается один участник, и садиться на стул в центре зала (он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался этот запрет (Например: « Не кричи!» - завязывают рот, « Не бегай» - завязывают ноги и т.д.). После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась (Например «Говори тише», «Иди шагом»).
- Мы с вами хорошо поиграли, а теперь давайте поговорим об ощущениях.
Вопросы для обсуждения:
1.Участнику, игравшему роль ребенка.
- Что Вы чувствовали, когда родителя сковывали, ограничивали Вашу свободу?
- Ограничение, какой части тела Вы ощущали наиболее остро?
- Какие у Вас были чувства, когда вам предложили встать?
- Что Вы чувствуете сейчас?
Вот так чувствует себя ребенок, когда слышит запрет.
А теперь ответьте Вы родители .
1. Вопросы для игроков, исполняющих роль родителей.
- Что Вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
- Что Вам хотелось сделать?
- Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Вот так, непросто быть родителем.
Педагог.
Наши маленькие дети очень умные, наблюдательные. И нам взрослым нужны определенные качества для успешного, доверительного и плодотворного взаимодействия с детьми раннего возраста. Какие это качества мы с вами попытаемся сейчас определить.
Упражнение «Качество взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».
Цель: дать возможность участникам поразмыслить над проблемами волнующими многих родителей.
Участники делятся на две подгруппы. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2 – 3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводиться обсуждение в кругу. Выводом становиться то, что большую часть информации дети получают с помощью невербальных средств общения.
- А сейчас я предлагаю вам слегка расслабиться взять в руки лист бумаги, фломастеры и нарисовать своего ребенка в виде солнышка.
Упражнение «Солнце любви»
Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишется имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители берут свои рисунки домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.
- Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы побывать на нашем тренинге. Я надеюсь, что вам понравилось и вы узнали что - то нового, о возрасте ваших детей, и эта информация поможет вам в воспитании Вашего ребенка. Я попрошу вас ответить на вопросы данные в этой анкете.
Подведение итогов. Обратная связь
Каждому участнику выдается бланк с вопросами, ответы анонимны. Что понравилось в нашей работе. Что оказалось для Вас наиболее важной информацией. Какие недочеты Вы видели в нашей работе. На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встречи.