Родительское собрание: «театр кукол в жизни детей»
Акцент образовательной деятельности нашего времени направлен на воспитание подлинно творческой свободной личности, открытой для новых контактов и культурных связей. Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений и планировании действий, инициативность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражения личностного «я». Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.
Года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. В этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Ведь дети открыты новому, они любознательны и способны импровизировать, позитивны, полны желания создавать собственный творческий продукт.
Важное влияние на развитие личностных качеств детей, творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, которое обладает большими возможностями воспитания у них, желания творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Для реализации творческого самовыражения, для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства.
Кукольный театр располагает большими возможностями для осуществления этих целей. Кукольный театр это – синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография, и кукла, и игра. Поэтому он воздействует на зрителей и самих артистов целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Кукольный театр – это искусство с помощью которого решаются многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
— художественным образованием и воспитанием детей;
— формированием эстетического вкуса;
— нравственным воспитанием;
— развитием коммуникативных качеств личности;
— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.
— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Обучающие:
Освоение основ театрального искусства, актерского и речевого тренинга;
освоение профессионального языка;
изучение актёрского мастерства;
освоение техники кукловождения.
Развивающие:
Развитие личностных и творческих способностей детей на основе актёрского мастерства;
снятие внутренних зажимов;
развитие пластики рук как основного элемента психотехники актёра кукольника;
развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Развитие речи детей средствами кукольного театра, расширяем словарный запас
Развитие у детей интереса к театрализованной игровой деятельности и публичного выступления
Развитие эмпатии - умение сопереживать героям сказок.
Воспитательные:
Воспитание бережное отношение к куклам, предметам театрально-игрового оборудования.
Воспитание навыков межличностного общения и сотрудничества;
Формирование познавательного интереса, расширение горизонтов познания;
воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
воспитание зрительской культуры.
Занятие начинается с разминки. Развитие речевого аппарата осуществляется с помощью проговаривания скороговорок. Каждая скороговорка разрабатывает разные группы звуков. Для более эффективного проведения занятий педагог проводит его в игровой форме, выдерживая активный темп занятия и четко соблюдает границы урока и перемены. Следует на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего делается данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним.
Большую роль в актерском мастерстве играет гибкость и чувство ритма актера. Поэтому важно проводить физические упражнения на развитие гибкости, с моментами танцевальных практик, как индивидуальных, так и практик группового танца. За основу хореографических упражнений берется биомеханика Мейерхольда. Техника Мейерхольда направлена на овладение актером ситуации с помощью жестов и движений. Яркое выражение состояния героя с помощью позы и движений способствует более точному выражению предлагаемой ситуации. Для развития личностных характеристик ребенка данные упражнения имеют большое значение, так как личность всегда обладает телом, умение хорошо ощущать свое тело и контролировать его приводит к увеличению интереса к окружающей обстановке.
Для развития воображения и ситуативного мышления проводятся упражнения на сочинение сценок и проигрывание маленьких театральных этюдов. На первых занятиях темы этюдов предоставляются ведущим. Постепенно инициатива обозначения темы этюдов переходит к учащимся. В подобных этюдах проговаривается «предлагаемая ситуация»: что происходит и почему именно так ведет себя герой ситуации.
Во второй части занятий учащиеся реализовывают развиваемые навыки с помощью проигрывания этюдов. Здесь используются этюды на развитие движений и эмоционального облика героя. Главная идея данной методики заключается в отработке практик по активному эмоциональному выражению разных психологических состояний, которое позволяет ребенку полнее ощущать эти состояния и развивает внимание ребенка к своим собственным личностным качествам.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Играет большую РОЛЬ В Формировании, становлении и РАЗВИТИИ творческого потенциала ДЕТЕЙ.