СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Учебные трудности пятиклассников»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Учебные трудности пятиклассников»»

Родительское собрание

«Учебные трудности пятиклассников»


Цель:

- выработать единые требования к учебной деятельности пятиклассников.

Задачи:

- пополнить арсенал знаний родителей по вопросу учебных трудностей пятиклассников;

- изучить отношение родителей подростков к школьным знаниям; определить учебные трудности каждого уча­щегося, найти способы их преодоления.


Предварительная подготовка


Анкетирование учащихся – «Отношение подростка к школьным знаниям»

Утверждения

совсем не похоже на меня

пожалуй, не похоже на меня

иногда похоже, иногда нет

похоже на меня

точно про меня!

1

2

3

4

5

1. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа






2. Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то непонятно, я обязательно выясню это






3. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное






4. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять






5. Я выясняю значение незнакомых слов






6. Обычно я не пытаюсь найти связь между тем, что изучается сейчас, и тем, что мы проходили раньше






7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе






8. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе






9. Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснениями того, как получен результат






10. Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни






11. Для меня важно понять причину явлений, событий






12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а что не знаю







Обработка результатов – подсчитать общую сумму баллов, сопоставимую с номером вопроса


вопроса

1

2

3

4

5

1

1

2

3

4

5

2

1

2

3

4

5

3

1

2

3

4

5

4

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

5

6

5

4

3

2

1

7

1

2

3

4

5

8

5

4

3

2

1

9

1

2

3

4

5

10

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

12

5

4

3

2

1


Оценка:

12-28 баллов. Низкий уровень познавательного отношения к учению. Велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма и содержа­тельному усвоению знаний. Для этого необходимо, прежде всего, ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание со­держания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправиль­ное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить события или явления по описанию.

Наряду с формированием абстрактного мышления и развити­ем познавательных процессов необходимо обязательно раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание стоит обратить на формирование умения сравни­тельно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и ви­деть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности.

29-45 баллов. Средний уровень познавательного отношения к учению. Отражается в несистематичности усвоения материала. Существует опасность возникновения пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить вни­мание на последовательность в усвоении знаний, установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанали­зировать причины непонимания учебного материала.

Более 45 баллов. Высокий уровень познавательного отношения к учению.



Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не пе­реживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Родителям необходимо знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и по­могать ему их преодолеть.


У нас имеется пять групп учеб­ных трудностей. Посмотрим, какие из них наиболее распространены. Какие способы преодоления учебных трудностей существуют?

Одной из причин являются недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников есть пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные уме­ния и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофес­сиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скры­вается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Для этого можно попросить школьника выполнить одно - два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками раз­вития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Метод «5 П»


1. Посмотри текст (бегло).


2. Придумай к нему вопросы.


3. Выдели карандашом самые важные места.


4. Перескажи текст,


5. Просмотри текст повторно.


В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально луч­ше проводить на внеучебном материале, что успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.

Все эти игры особенно эффективны при включении в них эле­мента соревнования, что отвечает потребностям детей этого воз­раста.

Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и поэтому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуа­цию составляет отдельную задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуации к учебной деятельности.

Второй причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание и «не­возможность», по словам школьников, заставить себя постоянно за­ниматься.

Хотя школьники - пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних пре­пятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональ­ное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Ис­следования показывают, что практически все пятиклассники счита­ют себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к соб­ственным возможностям создает благоприятные условия для раз­вития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.

Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успеш­ности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений со­вести. Стандартное объяснение этому - «разонравилось, не хочется, не смогу» - отражает, как ни странно для взрослых, реальную при­чину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области.

При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьни­ка к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможно­стям.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные по­зитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции мо­гут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую дея­тельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Он имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шут­ливой форме: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и де­лит угол пополам», «Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну». Можно научить детей создавать такие фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Одной из причин снижения учебной успеваемости является снижение интереса к учебной дея­тельности, иначе говоря, учебной мотивации. Как же обстоят дела у наших школьников? По результатам педагогического исследования, которое включало изучение учебной мотивации, наблюдение за отно­шением к учебной деятельности, мы имеем следующий результат:

Анализ результатов анкетирования учащихся


2. О предупреждении детского травматизма и ПДД.

Обращаю ваше внимание, что в последнее время очень много случаев детского травматизма. Родители должны помнить, что когда ребёнок находится дома, они несут ответственность за их жизнь и здоровье, за совершённые правонарушения их детьми. Дети не должны, бесконтрольно находится на улице. Школа в свою очередь проводит постоянную работу по профилактике несчастных случаев: на уроках, классных часах.


3. Выбор членов родительского комитета


4. Текущие вопросы (питание, режим дня, поведение, успеваемость).

Питаться должны все дети.

Режим дня – одно из важнейших средств в успешном процессе обучения. Ребёнок, который не соблюдает режим дня, не высыпается, быстро утомляется, нервозен. Родителям необходимо уделить больше внимания этому.

Успеваемость. Класс хороший могут работать все.


Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Завершить нашу встречу я бы хотела высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». И наша задача именно так организовать воспитатель­ное воздействие. Об этом же говорит русская народная мудрость: «Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама».
















Анкетирование учащихся – «Отношение подростка к школьным знаниям»


Утверждения

совсем не похоже на меня

пожалуй, не похоже на меня

иногда похоже, иногда нет

похоже на меня

точно про меня!

1

2

3

4

5

1. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа






2. Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то непонятно, я обязательно выясню это






3. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное






4. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять






5. Я выясняю значение незнакомых слов






6. Обычно я не пытаюсь найти связь между тем, что изучается сейчас, и тем, что мы проходили раньше






7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе






8. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе






9. Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснениями того, как получен результат






10. Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни






11. Для меня важно понять причину явлений, событий






12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а что не знаю