РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ
«Как помочь ребенку стать внимательным».
Гений-это внимание.
Не важно, кто сказал, важно, что это так.
Цели. 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трех родительских групп
(стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.
Ход собрания.
1. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей.
( кроссворд « Внимание»).
Когда вы наказываете ребенка за что-то, что он испытывает, какое чувство у него возникает? (вина)
Возьмите два любых числа, что можно с ними сделать? (сравнить)
Подберите синоним к слову увлеченность? (интерес)
Действие, которое нас побуждает к выполнению какой-либо деятельности? (мотив)
Когда нам все интересно, и мы стараемся принять во всем участие? Как назвать этот психический процесс? (активность)
Как по-другому сказать: « Для меня имеет большое значение
( ценности)
То, что нас окружает? (мир)
Фантазия, а по-другому? Подберите синоним (воображение)
Слайд 1-2
Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности быть внимательным.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Слайд 3,4,5
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
слайд3
Основные свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Слайд 6
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. У кого слабо развито – бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания – количество воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.
Слайд 7 -8
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Слайд 9 -10
Тест « Проявления дефицита внимания у детей».
Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Слайд 11
Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.
Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.
Слайд 12-13
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относится: игры и игровые упражнения.
А. С. Макаренко говорил: «Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит.» Игра – дело серьезное. « Интерес», « удовольствие», « развитие» - это понятия игровой деятельности.
Игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренируют наблюдательность и ум, развивают творческие способности детей. Наши дети любят играть. Игровые ситуации на уроках – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.
Любим ли мы играть с детьми?
Находим ли время для этого?
« С детьми играть – ум – разум развивать!»
Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям - шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум. Играйте вместе с детьми, собирайте интересные книги по теме, придумывайте свои игры.
С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
2. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания.
Родители знакомятся с содержанием игр и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Слайд 13-28
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Игра « Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
Игра «Расшифруй слова».
-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.
-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА
РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.
-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 4, 19, 42.
Самый внимательный
Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов со звуком «л».
В Индии одна семья имела слона. Мать уходила, на работу, а с ребенком оставляла слона.
Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок уползал далеко от дома. Слон нежно брал его хоботом и переносил к дому.
А когда ребенок плакал, слон хоботом играл с ним. Хоботом он отгонял от ребенка мух, когда ребенок спал. Малыш, любил свою огромную няню. Няня любила ребенка.
3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам ( жуки – зуки).
Если у детей недостаточно развито устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах.
Если ребенок добавляет в словах гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания.( тарава – трава)
Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
Слйд29
5. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
помогите вашим детям стать внимательными;
приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
учите детей быть наблюдательными.
Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
Рекомендации для родителей.
Помогите вашим детям стать внимательными.
Приобретайте, читайте и используйте книги , в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных , успешных результатов.
Успехов, Вам ,уважаемые родители!
Слайд30
Анкета для детей
Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?
да, нет, трудно ответить
Считаете ли ты себя внимательным?»
да, нет, трудно ответить
Помогают ли тебе дома делать уроки:
Помогают и подсказывают, проверяют работу, объясняют непонятное.
Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой?
спрашивают, отругают, просят или заставляют переделать, запрещают, лишают, спокойно разговаривают;
Что ты испытываешь при этом:
Радость, разочарование, огорчение, обиду, гордость, ощущение несправедливости; желание отомстить;
Играют ли с тобой родители в разные игры? Напиши в какие?
__________________________________________________________________
Анкета для родителей.
Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?
Да Нет Трудно ответить
2. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
Да Нет Трудно ответить
3. Помогаете ли Вы своему ребёнку дома делать уроки:
Помогаем и подсказываем, проверяем работу, объясняем непонятное.
4. Как Вы поступаете, когда ребёнок приходит из школы с плохой отметкой?
спрашиваем, отругаем, просим или заставляем переделать, запрещаем, лишаем, спокойно разговариваем;
5. Как Вы думаете, что он при этом испытывает:
Радость, разочарование, огорчение, обиду, гордость, ощущение несправедливости; желание отомстить;
Играют ли Вы с ребёнком в разные игры? Напишите в какие?
__________________________________________________________________