Родительское собрание в младшей группе.
«Ребенок на пороге детского сада. Моторика и речь»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе;
2. Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания детей;
3. Знакомство родителей между собой и с педагогами, воспитывающими ребёнка в дошкольном учреждении.
4. Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
5. Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
6. Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Ход собрания:
Знакомство.
В.1:Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с Вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе. Мы расскажем Вам о том, как проходит день вашего ребенка в детском саду, чему учатся ваши детки, чем занимаются, какие задачи перед нами стоят на учебный год. А для начала нужно поближе познакомиться.
Игра. Родители передают мяч, у кого в руках мяч, тот говорит, как его зовут, как зовут ребенка, сколько лет ребенку, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Игра начинается с представления воспитателя.
Вот мы и узнали друг друга поближе и будем, надеется на дальнейшее взаимопонимание и сотрудничество. Ведь от того, как сложатся наши отношения, зависит комфортное пребывание ваших детей в детском саду.
Уважаемые родители, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям. Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.
Правила и рекомендации.
В.2:Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д. Сейчас у нас проходит сложный период – период адаптации. Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к новым воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
1. старайтесь приводить ребенка в детский сад в одно и то же время и не забывайте, пожалуйста, измерять температуру и расписываться в журнале утреннего приема детей.
(порядок и размещение вещей в детском шкафчике).
2.учите и следите дома за тем как ребенок моет руки (засучивая рукава, не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, умывать лицо наклонившись над раковиной, насухо вытираться полотенцем.);
3. следить как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, одежду выворачивать, складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы);
4.естьсамостоятельно и хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
5. учить убирать игрушки самостоятельно и в определенное место.
6. вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
7. проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или маловата, чтобы не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить (рукавички). Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться, иметь застежки, которые ребенок может самостоятельно застегнуть (молнии, липучки). Носовой платок необходим ребёнку, как в помещении, так и на прогулке.
8. чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, косметику. Запрещено приносить мягкие игрушки.
9.не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения и ценные игрушки. Напоминаем, что в случае потери или порчи воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Необходимо правильно руководить действиями детей, прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. И если мы все будем делать сообща-мы добьемся больших успехов!
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
О программе.
В.1:Наш детский сад при работе с детьми опирается на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС.
Основные цели программы:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
Формирование основ базовой культуры личности;
Всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
Подготовка к жизни в современном обществе;
Формирование предпосылок к учебной деятельности;
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
В нашей группе проходит 11 занятий в неделю. Это: развитие речи, рисование, математическое развитие, лепка, аппликация, познавательное развитие, которое включает в себя ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание. Эти занятия проходят в группе. Два раза в неделю музыкальное занятие, три раза в неделю – физкультурное (физкультурная форма и обувь). На эти занятия мы ходим соответственно в музыкальный и физкультурный залы. Все занятия проходят в игровой форме. Подробная сетка занятий представлена на информационном стенде в раздевалке. Также на стенде представлен подробный режим дня. Результаты наших творческих трудов вы можете посмотреть на стенде «Мы рисуем» и на лесенке для работ по лепке.
«Моторика».
В.2:Мы немного рассказали вам о том, чему учатся и чем занимаются детки в детском саду. Но очень хочется заострить внимание на развитии речи ребят. И без вашей помощи, уважаемые родители, успехов будет добиться сложно. Сейчас мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук на развитие речи. Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом. Так как в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с центром, отвечающим за речь , наблюдается прямая зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если двигательные навыки в пределах нормы, то и речь соответствует возрасту, и интеллектуальное развитие в порядке. Значит ли, это, что у ребёнка с хорошим развитием моторики, достаточно развита речь? Конечно, не всегда. Так как развитие речи зависит от многих условий. Необходимо с ребёнком много и активно общаться в быту, вызывать его на разговор, стимулировать речь вопросами и просьбами, читать книги и учить стихи, рассказывать обо всём , что его окружает, показывать картинки, и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. За последние 5-10 лет уровень речевого развития у снизился. Причины могут быть разные: родители слишком заняты на работе, на занятия с детьми дома не остаётся ни времени, ни сил, современные игрушки, дети слишком рано начинают увлекаться компьютерами. Отношение родителей к проблеме тоже не однозначно. Одни тревожатся, что-то делают, другие говорят, что со временем сам заговорит. Конечно, заговорит когда-нибудь, но на тот момент норма будет уже совершенно другая, и будет наблюдаться отставание в речевом развитии от сверстников.
Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-4 лет, следует предложить им выполнить несколько заданий:
1.Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3.Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4.Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами(указательным и средним).
5.Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки.
6.Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений , то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.
Упражнения по развитию мелкой моторики.
В.1: Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массажные шарики .
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук
В.2:Пальчиковые игры.
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.
Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. ( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. каждого пальца немного надавливая).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потостел.
Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!
В.1: Упражнения на развитие моторики рук.
Также существует большое количество других способов для развития мелкой моторики.
1.Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
2.Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
3.Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
4.Выкладывание из палочек различных фигур.
5.Рисование пальчиками по крупе.
6.Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7.Вырезание. Работа с ножницами.
8.Раскрашивание.
9.Шнуровка
10.Игры с прищепками .
«Гусенок.»
Левая рука
5 4 3 2 Вот проснулся, встал гусенок,
2 3 4 5 Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
5 4 3 2 -Дай, хозяйка, корма мне
2 3 4 5 –Раньше, чем моей родне!
11.Мозаика.
12.Складывание разрезных картинок.
13.Складывание картинок из геометрических фигур.
14.Пальчиковый театр.
В.2: Кроме того, что развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи, оно также влияет на психическое развитие детей. Также, на ладони множество биологически активных точек, воздействуя на которые вы нормализуете деятельность внутренних органов, и самое главное, играя, в подобные игры по 5 минут каждый день со своим ребёнком вы прекрасно его развлечёте и проведёте с ним время в любом месте.
А теперь, я вас приглашаю на практике попробовать упражнения, которые развивают детские ручки.
(родители вместе с детьми выбирают пособие по развитию моторики и упражняются)
Выбор родительского комитета. Обсуждение вопросов, касающихся жизнедеятельности группы.
Наше собрание подошло к концу. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество. Всем спасибо за внимание. До свидания!
Рекомендации для родителей.
1. Старайтесь приводить ребенка в детский сад в одно и то же время и не забывайте, пожалуйста, измерять температуру и расписываться в журнале утреннего приема детей.
(порядок и размещение вещей в детском шкафчике).
2.Учите и следите дома за тем как ребенок моет руки (засучивая рукава, не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, умывать лицо наклонившись над раковиной, насухо вытираться полотенцем.);
3. Следите как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, одежду выворачивать, складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы);
4.Есть самостоятельно и хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
5. Учить убирать игрушки самостоятельно и в определенное место.
6. Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
7. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или маловата, чтобы не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить (рукавички). Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться, иметь застежки, которые ребенок может самостоятельно застегнуть (молнии, липучки). Носовой платок необходим ребёнку, как в помещении, так и на прогулке.
8. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, косметику. Запрещено приносить мягкие игрушки.
9.Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения и ценные игрушки. Напоминаем, что в случае потери или порчи воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массажные шарики .
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук
3.Пальчиковые игры.
Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. ( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
4.Упражнения на развитие моторики рук.
-Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
-Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
-Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
-Выкладывание из палочек различных фигур.
-Рисование пальчиками по крупе.
-Вырезание. Работа с ножницами.
-Раскрашивание.
-Шнуровка
-Мозаика.
-Складывание разрезных картинок.
-Складывание картинок из геометрических фигур.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
освоения воспитанниками образовательной программы
Вся работа нашей группы, программа воспитания и обучения направлена на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие подрастающей личности.
В программе предусмотрено решение следующих задач:
-Закреплять умение выделять цвет, форму, величину; группировать предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету, различать понятия много, один, по одному, ни одного
-Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.), а также правильно понимать и отвечать на вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; полными предложениями.
-Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; сравнивать предметы по величине (длине, ширине, выше, ниже, уже, шире),
-Знакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.
-Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
-Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро .
-Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко).
-Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
(чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.
-Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры- драматизации с произведениям детской литературы.
-Знакомить с ближайшим окружением, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская, а также с профессиями (врач, милиционер, продавец, воспитатель).
-Знакомить детей с окружающей средой и с природой. Расширяем представления детей о растениях и животных о диких и домашних животных. Учить наблюдать за птицами, насекомых. Развиваем умение отличать и называть по внешнему виду’, овощи, фрукты , ягоды. Знакомим с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха). Знакомим с комнатными растениями (фикус, герань).
-Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
-Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.), Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста”», «Предложите: „Хотите посмотреть…”, «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?” »).
-Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Учить детей слушать рассказы воспитателя и делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощряем желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
-Развивать устную и диалогическую речь, обогащаем и расширяем словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
-Развивать мелкую моторику рук, слуховое восприятие, речевой слух. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
-Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа
-Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
-Формировать интерес в чтении знакомых, любимых детьми художественных произведений. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Развиваем умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
-Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Регулярно рассматриваем с детьми иллюстрации.
-Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Формировать умение набирать краску на кисть. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
-Развивать умение наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…»). Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). развиваем умение располагать изображения по всему листу.
-Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
-Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,
-Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши). Даем представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
-Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма и о необходимости закаливания.