Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березниковская средняя школа»
Детский сад №2 «Катюша»
Программа
родительского клуба
«Семейная гостиная»

Разработчики: Шестакова Светлана Викторовна,
Социальный педагог
Березник, 2016 г.
«Единственная ценность жизни – это семья
Как только погибнет семья, погибнет и мир.
Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».
(Старец Паисий Афонский)
Пояснительная записка
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребёнка. Нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.
Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно это послужило толчком создания клуба «Семейная гостиная» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психолого-педагогической грамотности, чтобы решать свои проблемы.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребёнком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Педагоги, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.
Цель:
- создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;
- помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнёрский диалог со своим ребёнком на основе знаний психологических, педагогических закономерностей и особенностей возраста с учётом интересов, и потребностей малыша;
- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.
Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.
Положение о родительском клубе
«Семейная гостиная»
1 Общие положения:
1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.
1.2 Основными принципами работы клуба «Семейная гостиная» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
1.3 Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, старшая медсестра ДОУ, узкие специалисты ДОУ, социальный педагог.
1.4 Непосредственным руководителем Клуба является социальный педагог ДОУ.
1.5 Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.
1.6 Положение о Клубе утверждается заместителем директора школы по дошкольному воспитанию.
2 Основные направления деятельности клуба «Семейная гостиная»:
2.1 Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
2.2 Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
2.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
2.4 Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
3 Права и обязанности участников клуба «Семейная гостиная»:
3.1 Родители – члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
3.2 ДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировке в план работы клуба «Семейная гостиная» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
3.3 ДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
3.4 Родители – члены Клуба обязаны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
4 Организация деятельности клуба «Семейная гостиная»:
4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
4.2 Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям социального педагога ДОУ.
4.3 Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
4.4 На итоговом заседании клуба «Семейная гостиная» обсуждаются результаты работы, её эффективность.
4.5 Формы организации работы клуба «Семейная гостиная»:
- круглый стол;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
5 Административная поддержка деятельности клуба «Семейная гостиная»:
5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
5.2 Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
5.3 Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
5.4 Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
Личностно ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
Содержательную - направленную на решение проблем;
Инструментальную – позволяющую выбрать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Формы работы с родителями:
Информационные стенды, папки-передвижки, памятки;
Анкетирование, тестирование;
Индивидуальное консультирование;
Встречи со специалистами ДОУ и других объектов психолого-педагогической помощи.
Элементы подготовки занятия в Клубе:
Выбор темы;
Определение целей занятия;
Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
Определение вида, формы и этапов занятия, способов и приёмов совместной работы его участников;
Подготовка сценария проведения мероприятия;
Приглашение родителей и других участников Клуба;
Разработка рекомендаций, памяток родителям;
Оборудование и оформление места проведения заседания Клуба.
Этапы проведения занятий в Клубе:
Разминка
Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т.п. (игры в знакомства, игры в пожелания).
Основная часть
Она состоит из нескольких этапов.
Теоретический этап, как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; её цель – сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.
Практический этап – отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т.д. игры и игровые ситуации помогают избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринуждённо выполнять сложные задания.
Диагностический этап – способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников.
Заключительная часть
Завершая занятие с родителями, подводятся итоги, в которых даётся оценка того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.
Предполагаемый результат работы Клуба
В итоге работы Клуба у родителей формируются определённые модели поведения с ребёнком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.
Тематический план-программа
заседаний клуба «Семейная гостиная»
№ п/п | Тематика заседаний | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
1. | «Детские страхи» | практикум | ноябрь | Социальный педагог |
2. | «Скоро в школу!» | практикум | февраль | Социальный педагог, воспитатель группы |
3. | Профилактика семейного неблагополучия | Круглый стол (дискуссия) | март | Социальный педагог, специалисты Вельского центра социальной помощи семье и детям «Скворушка» |
4. | «Что наша жизнь?.. Игра!» | Практикум (деловая игра) | май | Социальный педагог, воспитатель группы, педагог по физическому воспитанию |
№ п/п | Тематика заседаний | Формы взаимодействия | Сроки |
1. | «Детские страхи» | - Детские рисунки на тему «Чего я больше боюсь?», -заполнение таблицы «положительные и отрицательные стороны страха» (вместе с родителями), - оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте, - оформление таблицы «Норма страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста», - решение кроссворда «Детские страхи» (вместе с родителями), - опросник «Страхи у детей» (автор А.И.Захаров), - памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами», - памятки для родителей: «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей», - статьи для стендов и папок-передвижек: «Воспитание без крика», «10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика», «Один дома», «Детская тревожность». - индивидуальная консультация (по запросу) «Использование сказки для борьбы со страхом», - подбор сказок для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов (использование книги «Нам не страшен серый волк» А.В.Микляева, П.В.Румянцева). | Октябрь - декабрь |
2. | «Скоро в школу!» | - решение кроссворда на школьную тематику (для родителей), - педагогические ситуации для обсуждения с родителями, - тесты для родителей «Какие вы родители?», «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?» - буклеты-памятки для родителей: «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий», - оформление в подготовительной группе стенда «Всё о школе», - оформление картотеки тестов для родителей будущих первоклассников, - статьи для стендов и папок-передвижек: «Как помочь ребёнку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе», «Волевая готовность к школе», «Полезные советы родителям будущих первоклассников», «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Как мотивировать ребёнка к учёбе?», «Адаптация к школе», «Учимся грамотно мотивировать ребёнка к учёбе», «Читайте книжки своим детишкам», « | Декабрь -февраль |
3. | Профилактика семейного неблагополучия | - Анкетирование родителей по выбору темы и вопросов для обсуждения, - | март |
| «Что наша жизнь?.. Игра!» | | май |
Программное содержание занятий
Занятие 1. «Детские страхи»
Цель: повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме «детские страхи»; актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.
Задачи: познакомить родителей с определением «детский страх», причинами их появления, особенностями возникновения страхов у детей; познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов; обсудить приемлемые для них приёмы работы по данной проблеме.
Подготовка:
Оформление выставки детских рисунков на тему «Чего я больше боюсь?» (рисунки подписываются с обратной стороны).
Бланки опросника «Страхи у детей» (автор А.И.Захаров).
Подготовить презентацию «Детские страхи».
Вопросы к игре «Быстрые ответы» (для снятия торможения, возникающее при внезапных вопросах).
Оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте.
Кроссворд «Детские страхи».
Памятки для родителей «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей».
Занятие 2. «Скоро в школу!»
Цель: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы; формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению.
Задачи: наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе; вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения.
Подготовка:
1. 1. Приготовить приглашения на собрание.
2. Подготовить кроссворд на школьную тематику.
3. подготовить презентацию «Готовность к школе».
4. Подготовить для каждого родителя буклет-памятку «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания».
5. Подготовить бланки с вопросами к тесту «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»
6. Игрушки: Мальвина, Буратино, Карлсон (сформирована ли у данных сказочных персонажей готовность к школьному обучению?).
Занятие 3. «Что наша жизнь?.. Игра!»
Цель: показать родителям значимость игр, игрушек для полноценного развития ребёнка.
Задачи: рассказать родителям о предназначении игр и игрушек; научить управлять ребёнком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребёнка.
Подготовка:
1. Подготовить выставку дидактических и настольно – печатных игр для детей дошкольного возраста.
2.