Пояснительная записка.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.
Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско – родительских взаимоотношений.
Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их жизненных представлений.
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем возрасте.
Цель работы родительского клуба:
- объединить усилия ОУ и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
С целью повышения интереса родителей к оздоровлению, образованию и воспитанию детей определины следующие приоритетные направления работы клуба:
Повышение педагогической культуры родителей;
Приобщение к участию в жизни ОУ через поиски внедрение эффективных форм работы;
Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
К работе в родительском клубе «Школа успешных родителей» привлекаются педагоги, учителя – логопеды, педагог – психолог, медсестра, учитель физической культуры, учитель ИЗО, библиотекарь которые формируют у родителей представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.
С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы), с помощью которой выявляются интересы, запросы.
Проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года может корректироваться, обновляться.
Формы и методы работы с родителями:
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проходят 1 раз в неделю в вечернее время, родители заранее знакомятся с тематикой встреч, с ведущими специалистами. Также взаимодействие с родителями может осуществляться дистанционно, используя интернет – ресурсы, на форуме сайта учреждения.
Продолжительность и время проведения одного занятия 1 - 1,5 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Работа клуба позволяет сделать родителей и сотрудников ОУ единомышленниками, сплотившимися для решения одной задачи – воспитания, обучения и развития ребенка.
Вывод:
Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями позволяет нам повысить качество оказания оздоровительно – образовательных услуг, повысить престиж учреждения.
План работы родительского клуба
«Школа успешных родителей».
месяц | Тема, содержание | Ответственные |
Теория | Практика |
Сентябрь | 1.Анкетирование | | Педагог – психолог Учитель |
| 2.Игровой тренинг «Давайте познакомимся» | Педагог - психолог Учитель |
3. Консультация «Условия успешной адаптации первоклассника» | | Педагог – психолог Учитель |
| 4. Круглый стол «Режим дня – основа здоровья школьника» | Педагог – психолог Учитель |
Октябрь | 1.Консультация «Питание, особенности питания в ОУ » | | Медсестра |
2. Консультация «Шустрики и мямляки» | | Педагог - психолог |
| 3. Круглый стол «Как говорит мой ребенок» | Учитель –логопед |
4. Беседа «Особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста» | | Педагог - психолог |
Ноябрь | | 1.Вечер вопросов и ответов «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка». | Учитель |
| 2.Игровой тренинг «Игры на развитие мелкой моторики». | Учитель |
3. Консультации «Методы оздоровления детей в домашних условиях» | | медсестра |
| 4. Игровой тренинг «Поиграем с язычком» | Учитель - логопед |
Декабрь | 1.Консультация «Организация домашней развивающей среды» | | Педагог – психолог |
2. Консультация «Во что играют наши дети». | | Учитель |
| 3. Круглый стол «Семейные традиции в организации детских праздников ». | Учитель |
| 4. Творческая мастерская «Поделки своими руками вместе с детьми» | Учитель Учитель ИЗО |
Январь | 1.Консультация «Детские страхи» | | Педагог - психолог |
| 2. Создание фотомонтажей «Говорят дети» | Учитель |
2. Беседа, презентация « В здоровом теле - здоровый дух» | | медсестра |
Февраль | 1.Консультация «Детская агрессия » | | Педагог - психолог |
2. Консультация «Роль отца в воспитании детей» | | Педагог - психолог Учитель |
| 3. Круглый стол с презентацией видеоматериалов « Мой папа – самый лучший» . | Учитель |
| Родительская гостиная «Поощрения и наказания» | Педагог - психолог |
Март | 1.Консультация «Что читают наши дети» | | Библиотекарь |
| 2. Создание фотомонтажей «Я и моя мама» | Учитель |
| 3.Обмен мнениями «Телевизор – друг или враг?» | Учитель |
4. Беседа «Трудовые обязанности ребенка» | | Учитель |
Апрель | 1.Консультация «Готовимся к ГТО» | | Учитель физической культуры |
| 2.Мастер – класс «Изготовление цветочных игрушек » | Учитель Учитель ИЗО |
| 3. Творческая мастерская «Пасхальные посиделки». | Учитель Учитель ИЗО |
4. Беседа «Аллергия, как предупредить ее наступление?» | | Медсестра |
Май | | 1.Творческая мастерская «Портфолио ребенка» | Учитель |
2. Консультация «Организация летнего отдыха ребенка». | | Учитель педагог организатор Социальный педагог |
| 3. Презентация фото, видео материалов « Моя семья» | Учитель |
| 4.Круглый стол «Подведение итогов работы клуба, планирование на следующий год». | Педагог – психолог Учитель |