Детско-родительские отношения
Аспекты воспитания детей
Подготовила педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Котлярова А.П.
Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни.
Успешность воспитания детей стоит в прямой зависимости от личностного роста, гармонии и душевного равновесия родителей.
«Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней.» Алла Спиваковская
Аспекты воспитания детей: Чего хотят сами дети?
- Основной уход (еда, тепло, одежда и т.д.)
- Обеспечение безопасности.
- Душевная теплота.
- Поощрение.
- Руководство и ограничение.
- Стабильность.
- Важно четко разделять отцовские и материнские обязанности .
Функции семьи
- репродуктивная - рождение детей;
- хозяйственно - экономическая -- ведение общего (как правило) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
- воспитательная -создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка, систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
- нравственно-психологического обеспечения - создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка на каждого члена семенного сообщества;
- коммуникативная - организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
- рекреативная - организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
1. Попустительски-снисходительный стиль.
*Гиперопека = «Кумир семьи»
2.Отстраненно-равнодушный стиль.
*Гипоопека = безнадзорность
3.Жестко-авторитарный стиль.
4.Увещевательный стиль.
5.Непоследовательный стиль.
6. Демократический.
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
- Гиперопека («слияние» с ребенком)
мелочная, преувеличенная забота о детях, детей лишают самостоятельности – как результат: чувство неполноценности, заниженная самооценка, страх перед трудностями, зависимость от других, пассивность, слабое развитие воли
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
Эгоцентризм, вседозволенность
Истероидность (демонстративность, несдержанность в негативных эмоциях)
Завышенные притязания, трудности в отношениях со сверстниками, взрослыми
Гиперопека – обостренное внимание и забота, мелочный контроль
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
1. Попустительски-снисходительный стиль.
*Гиперопека = «Кумир семьи»
2.Отстраненно-равнодушный стиль.
*Гипоопека = безнадзорность
3.Жестко-авторитарный стиль.
4.Увещевательный стиль.
5.Непоследовательный стиль.
6. Демократический.
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
- Гипоопека (дети предоставлены сами себе, боятся находиться дома)
уличные компании, задержка психического развития, педагогическая и социальная запущенность, слабая воля, внутренняя пустота, аддиктивное (зависимое) поведение
Гипоопека
характеризуется недостаточным вниманием и заботой со стороны родителей
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
Безнадзорность
Неустойчивый, подвержен влиянию «плохих» компаний, нет собственной позиции, асоциальное поведение, непредсказуемость
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
1. Попустительски-снисходительный стиль.
*Гиперопека = «Кумир семьи»
2.Отстраненно-равнодушный стиль.
*Гипоопека = безнадзорность
3.Жестко-авторитарный стиль.
4.Увещевательный стиль.
5.Непоследовательный стиль.
6. Демократический.
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
- Предъявление непомерных требований (требования высоки – максимальная мобилизация всех возможностей, достижение успеха – самоцель). Неспособность родителей выразить чувство любви к ребенку, поверхностная система ценностей – приводит к ЗПР, развитие «психологии раба», жестокости, деспотизма, возникновение «комплекса вины» – аддикции, отсутствие достаточных навыков общения, страх неудачи, постоянное напряжение
Типы нарушений в семье и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
Жестокое обращение
Эгоистичность, жестокость по отношению к животным, сверстникам, отсутствие чувства сострадания, провокации на жестокое обращение со стороны взрослых и сверстников
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности РЕБЕНКА
1. Попустительски-снисходительный стиль.
*Гиперопека = «Кумир семьи»
2.Отстраненно-равнодушный стиль.
*Гипоопека = безнадзорность
3.Жестко-авторитарный стиль.
4.Увещевательный стиль.
5.Непоследовательный стиль.
6. Демократический.
Рекомендуемый тип воспитания в семье, влияющий на развитие личности РЕБЕНКА
Демократический
Чувство собственного достоинства, ответственность, самостоятельность, дисциплина, полноценное общение
ВНИМАНИЕ!!!
Огромное влияние «родительское отношение» НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте
Именно в этом возрасте для развития личности ребенка важно благоприятное родительское отношение , так как на его основе формируется самоотношение ребенка, его самооценка
ВНИМАНИЕ!!!
Противоречие между словами и делами родителей говорит о наличии у них внутреннего конфликта, иначе они не стали бы требовать от ребенка того, чему не следуют (или не в состоянии следовать) сами.
Если родители говорят одно, а делают другое:
- призывают к честности, но обманывают друг друга
- требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы
- требуют чтобы ребенок не дрался, а сами его физически наказывают
- требуют чтобы не употреблял нецензурные выражения, а сами это делают
РЕЗУЛЬТАТ
ОБИДА И ПРОТЕСТ
Неразлучные друзья – родители и дети!
- Учитесь быть своему ребенку другом.
- Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
- Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
- Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
- Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Проявлять эмпатию к ребенку и веру в Вашего ребенка.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний .
От того, ЧТО мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и КАК мы это ДЕЛАЕМ , зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей
Советы родителям
- Убеждайте Ваших детей в жизненной важности успешного учения в школе.
- Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.
- Ежедневно осведомляйтесь у детей об их успехах в учебе, помогайте им преодолевать отставание.
- Воспитывайте у детей интерес к книге - источнику знаний. Следите за тем, что и как читают дети, обсуждайте с ними прочитанные книги.
Советы родителям
- Создавайте детям условия для прилежного и самостоятельного выполнения домашнего задания.
- Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.
- Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества.
Ребенок учится тому,
Что видит
у себя в дому,
Родители
пример ему.
С. Брандт
Правильное воспитание - это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми.
НАШИ ДЕТИ – ЭТО НАША СТАРОСТЬ
Использованные ресурсы:
http://school99.net/index.php/roditelyam/64-detsko-roditelskie-otnosheniya-stili-vospitaniya-i-posledstviya
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/04/vliyanie-semi-na-razvitie-lichnosti-rebenka
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/09/28/detsko-roditelskie-otnosheniya
http://www.dou46.bel31.ru/oktiabr_psiholog.pdf
http://www.myshared.ru/slide/699890/