Быть Земле своей сыном...
Цель:
узнать представления родителей о роли семьи в патриотическом воспитании детей;
познакомить их с результатами анкетирования, способствовать формированию уверенности в необходимости воспитания любви к родному языку, семье, городу, стране и уважительного отношения к ним;
Оборудование:
– большая кукла;
– шоколадные конфеты 4 видов;
– большие листы бумаги, маркеры, карандаши;
– разноцветные бумажные звёзды;
– 4 шляпы.
Предварительная работа: анкетирование с детьми.
Вопросы анкеты:
1. Какие праздники вы отмечаете дома?
2. Какие государственные праздники вы знаете?
3. Что даёт вам организация «Октябрята»?
4. Какие школьные поездки и экскурсии вы запомнили?
5. Какой язык из изучаемых в школе для тебя самый трудный?
6. С чем можно сравнить русский язык?
Ход собрания
1. Организационное начало собрания.
Страдания нам раздирают душу,
Жизнь осложняет множество проблем,
Но думаю, что вряд ли было б лучше,
Когда мы не родились совсем.
Э. Севрус
И коль уж нам родиться было суждено
И счастье встречи свыше нам дано:
Давайте же сегодня постараемся
И, как обычно, дружно пообщаемся.
2. Вызов.
А сейчас предлагаю Вам послушать сказку
И самим придумать развязку.
«Сказка про звездочку» (Анна Перевалова).
Метод «Прогноз».
Жила-была на небесах маленькая Звездочка. Она была самой красивой из всех дочерей мамы Звезды. Старше сестры и братья не любили ее, а мама любила сильно. Однажды Звездочка заболела. Мама встревожилась и решила вызвать доктора. Доктор осмотрел Звездочку и сказал:
– Мне понятно, почему заболела Ваша дочка.
– Почему?
– Как вы думаете, что сказал доктор и что было дальше? (Ответы групп.)
– Так бывает, когда нет любви, – ответил доктор.
Маме было досадно, что ее старшие дети не любят Звездочку, и она спросила у доктора:
– Что же нам делать?
– Надо ее полюбить, – ответил доктор.
Звезды послушались доктора и с того времени стали жить дружно и счастливо.
Ваши прогнозы оправдались. И это еще раз подтверждает слова Э. Клюбер-Росса (цитата записана на доске): «Мир можно изменить любовью. Если вы делаете что-то, что вы любите, то вы обязательно добьетесь успеха».
Э. Клюбер-Росс
– А что же делают вместе семья и школа?
Настоящего Человека из маленькой звездочки. Ведь звезда символизирует появление нового человека.
Педагог показывает большую куклу.
А вот насколько звездным будет его путь по Земле, зависит от него самого, от семьи, которая его воспитывает, от школы, в которой он учится. И задача наша сегодня – постараться раскрыть секреты гармоничных отношений между семьей и школой.
Шоколад, говорят, стимулирует умственную деятельность, поэтому я предлагаю Вам угоститься конфеткой. Выберите одну из тех, что лежат перед Вами. Конфету можно съесть прямо сейчас, а на обертку внимательно посмотрите:
1. Карамель «_______».
2. «_________ картошка».
3. Конфеты «_________.
4. «_______».
По названиям конфет попробуйте предположить: какой будет тема нашего собрания?
Предположительные ответы выносим на доску.
Метод «Мозговой штурм».
– Здоровое питание.
– Воспитание патриотизма.
– Забота о здоровье зубов...
Открывается доска, на доске написана тема.
Мы попробуем найти ответ на этот вопрос: «Что значит быть сыном своей земли?»
Деление на группы.
– А сейчас я предлагаю вам пересесть в группы по названию конфет, которые вы выбрали.
Обсудите в новых группах, какими же качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать сыном своей Родины.
Ответы выносим на доску:
– любить Родину;
– знать историю;
– знать и праздновать исторические события;
– знать и говорить на родном языке;
– знать символику;
– иметь активную жизненную позицию и т. п.
3. Осмысление.
Выбирая конфету, кроме группы, вы определили для себя еще и вопрос, над которым будете сейчас работать.
Любители «__________ карамели» – выбрали памятные даты.
«__________ картошки» – тему «С чего начинается Родина»?
Те, кто предпочитает «» – займутся проблемой языка, а выбравшие конфеты «» – будут говорить о детских __________организациях.
Ваша задача: в течении 6–7 минут объяснить, почему наличие этих проблем актуально в данное время, какие качества можно воспитать в ребенке, работая в данном направлении и дать рекомендации семьям по данному вопросу.
Форма записей любая (кластер, рисунок, схема, тезисы), выступает лидер группы или несколько человек (как вы посчитаете нужным).
Работа в группе ведётся по плану:
1. Актуальность.
2. Рекомендации семье.
3. Какое качество воспитываем, решая данную проблему.
4. Презентация работ.
1-я группа. Памятные даты.
Форма изложения: рисунок-календарь.
Актуальность: дети должны знать историю своей страны. Без прошлого нет будущего.
9 МАЯ | | | |
День Победы | День Независимости | День Конституции | И. т. д. |
Любое воспитание начинается в семье (эстетическое, нравственное, патриотическое и т. д.). Дети учатся в первую очередь на примере своих родителей, и затем семейные традиции переносят в свою жизнь, в свою семью. Поэтому родители должны стремиться вызывать у детей чувство благодарности к старшему поколению, завоевавшему независимость нашей Родины.
Как же мы можем это сделать?
Самое простое: кроме традиционных семейных торжеств: день рождения, Новый год, 8 Марта – сделайте традиционными в ваших семьях День Победы и День Независимости, День Конституции и День славянской письменности. И пусть праздничный стол будет лишь второстепенной деталью торжества, главное, чтобы дети уяснили суть события: чем этот день отличается от всех других в году?
Посмотрите праздничный парад по телевизору (или в городе), посмотрите вместе фильм о войне, поздравьте встречного ветерана. Пусть ребенок знает, кому он должен быть благодарен за мирное небо.
Вспомните, как дети негодуют против врагов-захватчиков, вспоминая о войне, болеют за своих при просмотре любимых спортивных соревнований И пусть любая, даже маленькая, победа наших спортсменов будет очередным счастливым событием в вашей семье и в нашей стране.
Примеры праздников: День России, Международный день памятников и исторических мест, Международный день Земли, День Государственного герба, флага, День семьи, День матери и т. д.
Какие качества воспитываем: человек, который знает и чтит историю своей страны, не может быть равнодушным к её настоящему и будущему.
Активная жизненная позиция, стремление к участию в общественной и политической жизни страны.
Знакомство с результатами анкетирования детей (вопросы 1 и 2).
2-я группа. Детские организации.
Форма изложения – тезисы.
Актуальность: возрождение работы детских организаций. Семья может и должна помочь в этом школе.
Детские организации: октябрята, пионеры.
У детских организаций существуют определенные законы, которые необходимо выполнять; своя символика (значки, галстук), значение которой нужно знать, организовываются специальные сборы, которые необходимо посещать.
Все эти атрибуты можно запросто перенести на государство: те же символы, законы, сборы (выборы), песня (гимн), актив (органы управления) и т. д.
Если с детства ребенок привыкает быть в курсе событий своей организации, то эта же потребность сохраняется у него во взрослой жизни.
Детские общественные организации не имеют политической направленности, они лишь формируют у детей чувства ответственности, активную жизненную позицию.
Рекомендации:
1. Не запрещать детям вступать в организации.
2. Помогать в их работе.
3. Интересоваться и т. д.
Октябрята.
В объединение «Октябрята» входят учащиеся 2–4 классов. Название взято от названия месяца октябрь. Именно в этом месяце младшие школьники вступают в объединение.
Цель объединения – помочь ребенку в познании окружающего мира, в получении знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, семье, в общении с природой.
Ребята путешествуют по станциям. Станций 9, ровно столько, сколько учебных месяцев. На каждой станции ребята проводят то или иное мероприятие. Все станции указаны на карте путешествий.
Ребята-октябрята живут по своим законам.
1. Октябрята будущие пионеры.
2. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
3. Октябрята правдивые, смелые, ловкие и умелые.
4. Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, очень весело живут.
5. Октябрята – прилежные ребята. Любят школу, уважают старших.
Каждый класс, в котором учатся ребята-октябрята, становится отрядом. Каждый отряд имеет своё название, девиз, песню, карту путешествия.
Мы все были пионерами, октябрятами, и от членства в этих организациях у нас остались хорошие воспоминания. Поможем и своим детям получить порцию хороших впечатлений.
Какие качества воспитываем: дети учатся быть активными, организованными, выполнять законы, быть ответственными за выполнение поручений.
Знакомство с результатами анкетирования (3 вопрос).
3-я группа «С чего начинается Родина?»
Форма изложения: составление логической цепочки.
Актуальность: Мы живем в такое время, что все хвалят заграницу, хотят уехать в Америку, Израиль и т. д., значит, задача каждой семьи – воспитать в ребенке желание жить здесь, на этой земле, и трудиться на ее благо.
Форма изложения: логическая цепочка: Я – Семья – Родной город – Страна.
Незнание собственных корней порождает безответственность, пренебрежительное отношение к родственникам. И, естественно, человек, который знает и любит своих родных, никогда не скажет о них плохо, не бросит в беде, не предаст.
Поэтому, прежде чем говорить о любви к Родине, нужно поговорить о любви к своим близким родственникам.
Сначала покажите своим детям, что вы любите друг друга, любите их (ваших детей), и тогда они ответят вам тем же. Выясняйте отношения без детей, и они не будут ругаться. Проводите семейные соревнования по шашкам, совместные походы за грибами ягодами. А выходя в город, учите ребенка следить за чистотой города (не разрешайте ему бросать обертку от конфеты мимо мусорного ведра, грызть семечки на улице. И не делайте этого сами. Платите за проезд в автобусе. Выйдите вместе на субботник: устройте клумбу возле вашего подъезда. Проезжая по проспекту или улице, названной в честь _________, скажите своему ребенку, хотя бы в двух словах, о том, что это был за человек.
Отправляйте ребенка на экскурсии с классом, со школой. Выезжайте по возможности сами по известным местам и расскажите, чем же они знамениты.
Какие качества воспитываем: патриотизм, желание сделать жизнь еще лучше, желание сделать так, чтобы о красоте и достоинствах нашей Земли узнали во всем мире.
Знакомство с результатами анкетирования (4-й вопрос).
4-я группа. Проблемы языка (в качестве примера опыт работы в белорусской школе).
Форма изложения: кластер.
Актуальность: мы начинаем забывать свой родной язык, мало на нём разговариваем.
Знать родной язык необходимо, и доказывать эту аксиому, то же самое, что изобретать велосипед.
В данном вопросе лучше остановиться на рекомендациях: как мы можем дома, в семье помочь ребенку овладеть родным (скажем, белорусским) языком, ведь не секрет, что для детей он часто сложнее английского языка.

Знакомство с результатами анкетирования ( вопросы 5–6).
5. Рефлексия.
Если следовать всем вашим рекомендациям, то этот человек (кукла) будет владеть родным языком, пользоваться им, он будет знать и чтить историю свой Родины, не сможет оставаться равнодушен к ее будущему, будет активно участвовать в общественной и политической жизни страны, не будет стремиться уехать за границу, а сделает все для того, чтобы прославить свою Родину так, чтобы о ней узнали во всем мире.
Это значит, у Человека горящее сердце. А только Человек с горящим сердцем может сделать что-либо для себя, своей семьи, своей Родины.
Спасибо всем за выступления и работу. Сейчас еще раз вспомните, о чем шла речь на собрании, и попробуйте оценить свою работу, пользуясь методом «6 шляп».
Желтая шляпа. Если Вы согласны, что совместными усилиями мы можем вызывать и поддерживать живой интерес к политической и общественной жизни, формируя и направляя убеждения ребенка, можем воспитать настоящего патриота с новым позитивным мышлением. Если Вы готовы действовать, переходите под Желтую шляпу.
Черная шляпа. Если же с данным мнением Вы не согласны, если у Вас свое, возможно, отличное мнение от нашего, либо, если Вы считаете, что наше собрание ничего не изменит, ни к каким результатам не приведет, идите под Черную шляпу.
Красная шляпа. Красная шляпа ждет тех, у кого нет четкого мнения по данной проблеме, тех, кого сейчас переполняют лишь чувства: смятение, смущение, злость, радость, сопротивление, веселье и т. д.
Белая шляпа. Белая шляпа собирает всех, у кого в душе полная неопределенность и растерянность.
В течение 1–2 минут обоснуйте свой выбор. (Ваше резюме о нашем собрании.)
6. Заключение.
– Говорят, если увидишь первую звезду, нужно загадать желание. У нас как раз такой случай. Запишите свои желания на бумажных звездах. Поместите их на наш небосклон (на доску) и останьтесь стоять на ковре.
С детства мы знаем, что нам ничего не угрожает, пока мы держимся за мамину руку. Став взрослыми, мы ищем подобного чувства защищенности.
Так давайте же почаще и покрепче держать друг друга за руки, чтобы век сумасшедших скоростей не разбросал нас в разные стороны (все присутствующие берутся за руки).
И сейчас я хочу загадать свое желание. Чтобы вы служили положительным примером своим детям и светили им таким же ярким светом, как эти звезды нашему символическому новорожденному.
И если уж суждено какой-либо звезде упасть со звездного небосклона, пусть падает лишь только для того, чтобы исполнить чье-либо желание.