Родительское собрание
на тему
«Комфортные семейные отношения».
Подготовила и провела
классный руководитель 6«А» класса
В.И.Индреева
Цели: предоставить возможность родителям поделиться своим опытом воспитания детей-подростков; расширить психологические знания родителей об особенностях развития детей в подростковом возрасте; помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Форма проведения: анализ ситуаций.
Подготовительная работа: подбор различных житейских ситуаций, в которых трудно принять правильное решение; составить памятки для родителей; организовать чаепитие; оформление плаката со словами А.С. Макаренко: «Семья – это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
Ход собрания.
Выступление классного руководителя с отчетом об успеваемости учащихся 6 А класса.
«Особенности переходного возраста» .
Анализ различных житейских ситуаций.
Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.
-Это могло быть реальной ситуацией?
-В чем сложность данной ситуации?
Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.
Отсюда следует правило: Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выход в сложившейся ситуации.
Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?
Все это вполне реально можно обсудить со свои ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обмена мнениями, чтобы ребенок умел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно.
Ситуация 2. Многим из нас знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили на работе в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как нам хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.
Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы их обсуждать, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем друг друга?
Сценка (участвуют школьники)
Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что приехала и сейчас девочка ей сообщит новости за три дня.
Но как только девочка входит в дом, мам тут же спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.
Учитель. Вспомните, не доводилось ли кому-то из вас быть в подобной роли. И, наверное, такие случаи бывали не раз и никак не заостряли ваше внимание, тем более вы и подумать не могли, что поступаете как-то не так.
Давайте все-таки разберемся вместе, что скрывается за подобным поступком родителей, и все ли в данной ситуации педагогически оправдано?
Подведение итогов. Еще одно правило для взрослых: Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянуться к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.
Ситуация 3.
Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книгу, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
Обсуждение ситуации по вопросам:
-Могут ли иметь место такие ситуации?
-Надо ли вникать в проблемы, интересы, склонности, радости и беды своего ребенка?
-Всегда ли они кажутся нам важными?
-Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?
Подведение итогов. Еще одна задача родителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиться сам, активно строя свою уникальную личность.
Следуйте и такому правилу: Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы.
Заключение.
Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите и отдыхайте душой, думайте…
Чаще говорите ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок узнает, что такое любовь, великодушие, понимание. Но мы с вами хотим, чтобы наши дети это узнали от нас с вами, правда? Это значит, узнали сегодня, сейчас от самых близких и родных им людей – папы и мамы.