МОАУ «СОШ с УИОП №66» г. Кирова
Как общаться с ребенком? Правила общения с подростками.
Учитель химии высшей квалификационной категории
МОАУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова
Полякова Ольга Рафаиловна
г. Киров, 2011
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- 13 и 14 лет
- чувство неполноценности;
- постоянное давление со стороны взрослых ;
- придирчивая оценка по шкале признания со стороны сверстников
Проблема 1. "Мой ребенок меня не слышит."
Причины:
- страх;
- отсутствие интереса на данный момент;
- протест.
Правила
1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше.
2. Говорите доброжелательно, вежливо.
3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает .
4 . Помните о эмоциональной нестабильности ребенка.
5. Убедитесь, что он смотрит на вас.
6 . Делайте предупреждения.
Проблема 2. "Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время раздражен"
Психологическая причина –
необходимость почувствовать себя взрослым.
Правила
1. Сразу же укажите ему на это, направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка.
2. Научитесь говорить с ребенком на равных.
3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя.
4. Не вступайте в пререкания. Дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых.
5. Делайте ему замечание только с глазу на глаз.
Проблема 3 . "Мой ребенок все время врёт"
Причина :
- В общении со взрослыми – появляется все больше секретов от родителей.
- В общении со сверстниками – чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности.
Правила
1. Предполагайте честность и требуйте правдивости .
2. Попробуйте выявить возможные причины обмана .
3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Задавайте вопросы , которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа.
4 . С тарайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро .
5. Введите "штраф" за ложь – пусть пишет извинения .
Проблема 4. "Постоянное стремление к власти"
Психологические причины :
- повышенная потребность в одобрении;
- низкая самооценка .
Правила
- Правило 1. Тщательно разберитесь в поведении подростка.
- Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его.
- Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение - неуважительное, а зачастую и причиняет боль.
- Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность.
- Правило 5. Брать на себя ответственность за свои команды.
Проблема 5. «Мой ребенок влюблен».
Причины :
- телесное бурное развитие;
- чувство взрослости;
- необходимость самоутверждения.
Правила
1. Обязательно познакомьтесь с избранником или избранницей своего ребенка
2. Придерживайте претензии и критику. Не говорите плохо о человеке, к которому у подростка сильное чувство.
3. Не превращайте доверительный разговор в нравоучение.
4. Дайте ему ошибиться
5. Не пытайтесь поссорить молодых влюбленных.
6. Не забудьте поговорить о контрацепции.
7. Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте, о своих ошибках в поведении, учите быть честным в отношениях с другим человеком!
Если …
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Станьте для своего ребенка другом !