Речевая готовность к школе
Учитель логопед Парамонова Екатерина Александровна
Цель : Привлечь внимание родителей к речи у детей, раскрыть влияние недостатков на успеваемость, в школе у будущих первоклассников.
Задачи: 1)Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
2)Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
3)Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Наиболее значимым для ребенка старшего возраста является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде обращу внимание на некоторые из них:
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика, общая моторика;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Особые требования предъявляются к усвоению ребенком родного языка:
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти..
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
1. Сформированность звуковой стороны речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи
Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь. Она является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.
Общая готовность предполагает решение следующих задач:
- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
- овладение определенным словарным запасом;
- сформированность звуковой стороны речи.
Специальная речевая готовность, это готовность к обучению грамоте (чтению и письму).
Трудности в обучении вызовут :
Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.
Трудности в обучении вызовут :
Не полная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.
Не готов к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Трудности в обучении вызовут :
Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова с уменьшительно-ласкательным значением, не умеет образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.
Трудности в обучении вызовут :
Не сформированность грамматического строя речи:
- не умение пользоваться развернутой фразовой речью;
-строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;
Трудности в обучении вызовут :
Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание.
Таким образом, формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в дошкольных учреждениях и семье.
«Три слова»
Назови звук, которая есть в названии предметов группы
«Какое слово хотел написать художник»
Ш
Р
А
Звуковое лото
Где спрятался звук [Р]
Рассели друзей по домикам
Найди гласные звуки в словах.
7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка.
1 правило: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок. Не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно — без причудливых стихов и лишних картинок.
2 правило: Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, как можете, А-а-а-..., И-и-и-..., Ы-ы-ы-..., Я-я-я…
3 правило: Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам. Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное — это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.
4-5 правило: Называя букву, озвучивайте звук. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз. Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии.
6 правило: Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму. . 7 правило Зачем нужны буквы? В чем смысл этой азбуки? В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности
Не даем понятие буква бэ , а объясняем что так выглядит фотография звука б.
Найди и обведи все Э
Допиши
О
Ы
У
М
И
Найди пару
КА
НА
ТОК
ДА
ША
ПЛА
КА
БЕЛ
ШИ
МА
ЧА
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам.