Консультация для родителей воспитанников 6-7 лет на тему "Речевая готовность ребёнка к школе".
Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших дошкольников.
Задачи: 1) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе. 2)Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного возраста на обучение в школе. 3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, конечно, нужно с ребенком заниматься. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления.
К сожалению, статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо. Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается нерезко выраженные нарушения в речевом развитии. В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме.
Чем грозят речевые нарушения?
1.Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций воспитателя (учителя).
2.Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
3.Недостаточное развитие связной речи.
4.Трудности формирования учебных умений. Не может:
-планировать предстоящую работу;
-работать в определенном темпе;
-трудности овладения чтением и письмом, что может привести к дисграфии и дислексии в школе.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на занятиях.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе.
Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
Что делать на дошкольном этапе?
Контролируйте речь ребёнка, общайтесь с ним. Не допускайте «сюсюканья». Отвечайте на все вопросы ребёнка, обсуждайте с ним всё, что произошло за день, просите рассказать о себе или о чём- либо. Обязательно читайте ему. Поправляйте ребёнка, если он неверно произносит слова.
Давайте ребёнку чёткие инструкции.
Хочется обратить ваше внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь, автоматизировать его. Дело это нелегкое. И, несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. И не правы те родители, которые думают, что, отдав ребенка на логопедические занятия, они сняли с себя всякую ответственность за речь ребенка. Родители должны следить за речью ребенка, выполнять все рекомендации логопеда и домашние задания, для записи которых заводится отдельная тетрадь.
3. Развивайте артикуляционный аппарат ребёнка. Она нужна тем, чьи дети испытывают трудности речи.
Для развития правильного дыхания, артикуляционного аппарата, выработки длительной воздушной струи помогают следующие «нехитрые» действия: надувание воздушных шаров, сдувание пены в ванной, дуть на бумажный кораблик, чтобы он плыл, сдувать пушинки одуванчика, выдувать мыльные пузыри, показывать язык на всю его длину.
4. Развивайте мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчиковой гимнастики. С нее можно начинать занятие, так как пальцы рук – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков. Также можно выполнять штриховки и обводить разнообразные «пружинки» (желательно использовать цветные (простой) карандаши с шестью гранями, а не фломастеры).
Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
Итак, на что нужно обратить внимание?
1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок? 2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух? 3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов? 4. Насколько богат его словарный запас? 5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок? 6. Хорошо ли владеет связной речью?
Почему так важно уметь различать похожие звуки на слух? Разве недостаточно того, что ребенок нормально произносит все звуки? Если проанализировать ошибки дисграфиков, то можно сделать вывод, что они возникают как раз из-за того, что ребенок не умеет правильно анализировать звуки, из которых состоят слова. У такого ребенка плохо развит фонематический слух. Ученик не может составить слоги из букв, а слова из слогов. Когда он читает, с трудом улавливает смысл каждого слова – ведь когда он дочитывает слово до конца, начало уже забыто. Похожие звуки часто кажутся дошкольнику одинаковыми: Д и Т, З и С, П и Б. Если не провести специальную работу по их различению, в школе неизбежны будут ошибки: вместо «коза» будет написано «коса», вместо «крыса» — «крыша», вместо «ландыш» — «ландыс».
Как маме проверить своего ребенка до школы? Подберите картинки с похожими звуками (можно найти их в интернете и показывать ребенку с экрана компьютера). Дочка – Точка Сажа – Саша Крыса – Крыша Бочка – Почка Горка – Корка Сайка – Зайка Ямка – Лямка Ложки – Рожки Коза – Коса Челка – Щелка Цвет – Свет и т. п. Мама должна называть картинки, а ребенок молча показывать пальцем. Картинки называются строго в единственном числе, в именительном падеже, в разной последовательности. Чтобы оценить результат, внимательно понаблюдайте за поведением ребенка: сразу ли он находит нужную картинку или затрудняется в нахождении правильной; смотрит на губы матери; требуется ли повторять для него каждое слово? Если малыш хорошо различает звуки, он будет уверенно и правильно показывать все картинки. Такую проверку фонематического слуха можно проводить уже с 3-летнего возраста. Если малыш не различает некоторые звуки речи на слух, он заменяет их и в устной речи, а в дальнейшем будет ошибаться и в письме. Обнаружив любые нарушения в речи своего ребенка, как можно скорее обратитесь к логопеду.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. И доп. -.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001
8