Цель: «Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка».
Задачи:
1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.
Ход родительского собрания
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня тема нашего родительского собрания «Наши трудные дети» (Слайд № 1). Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый… В попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что - то «не то»: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами». Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?
Сегодня вопросы для обсуждения слайд 2
Мы все спешим, мы, взрослые стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своём материальном благополучии, оставляя многое на «потом». Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуи на ночь, суровый взгляд в дневник в конце недели. Так происходит день за днём, месяц за месяцем, год за годом.
Слайд 3
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и их трудности, связанные с этой проблемой. мы не задумываемся над тем, кто такой трудный ребенок, порой нам кажется , что эта беда обошла нас стороной. но это не так. Сегодня в наше современное время когда мы заняты другими проблемами и уделяем мало времени общению с нашими детьми не здесь ли причина того, что появляются трудности в поведении наших детей. ребенок который всегда был хорошим, вдруг становится грубым, агрессивным, неуправляемым. Давайте вместе попытаемся найти причины трудностей в поведении детей.
Слайд 4
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Что кроется за этими словами, какой он? Трудный ребенок…
Уважаемые родители сегодня вместе с вами попробуем нарисовать словесный портрет ребенка с проблемами. Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. Пока родители говорят, Кл. рук записывает характерные слова на лист ватмана.
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по - своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- выходит за рамки приличия;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Слайд5
Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей.
Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
В анкетах причинами трудности ребёнка названо следующее:
- нет контакта с родителями;
- непонимание в семье;
- неприятие ровесниками, одноклассниками;
- влияние «плохой» компании;
- влияние улицы, телевизора;
- мало занимаются детьми, не уделяют должного внимания;
- ребёнок рождается таким;
- частые скандалы в семье.
Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Слайд 6 Как вы думаете?(родители приводят аргументы. )
Давайте подведем итоги, какие причины нарушений в поведении, приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить за:
Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
Унижение друг друга членами семьи;
Разводы и появление в доме нового члена семьи;
Несправедливость и невыполнение обещания;
Чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неуспехи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Слайд 7
Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы? Эти вопросы не редко возникают у родителей….
спокойно выслушивать и поговорить с ребёнком, не повышая тона;
разговаривать, опираясь на доверительные отношения, приводя примеры из жизни;
найти контакт;
заинтересовать его, ни когда нельзя лишать ребенка в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т. д. );
уделять больше внимания, любви;
чтение специальной литературы, обращение к специалистам;
Слайд 8
«Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей деятельности, на вашем чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание»
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
Уважаемые родители мы только с вместе с вами сможем устранить эти причины я хочу познакомить вас со сводом законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.
Закон № 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.
Закон №2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон №3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Закон №4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон №5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
Закон №6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.