МОУ СОШ №138
Родительское собрание
Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.
Классный руководитель 8 «б»
Иванова Л.И.
Центральный район
г.Челябинск
2014г.
Родительское собрание
Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.
Цель: обсудить проблему насилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми, убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания.
Дети -это чудо света Я увидел это сам И причислил чудо это К самым чудным чудесам. Мы пред будущим в ответе: Наша радость, боль и грусть Наше будущее - дети Трудно с ними, ну и пусть.
Быть родителями - радостный, но напряженный труд.
Родительские обязанности не кончаются с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
Попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходится преодолевать трудности в поведении детей. Но не ждите чудодейственных рецептов.
Наша цель - дать вам обшее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.
Воспитывать ребенка - нелегкое дело.
Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети - не ангелы. Но это - маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Как воспитывать ребенка без физических наказаний.
Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет применяют физические наказания, но только 8 -10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый хороший путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, они поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
Возмущение, обиду: «это несправедливо. Я не заслужил такого отношения».
Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь»
Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»
Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».
Снижения самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
Как прервать цепь наказания.
На уровне ситуации: вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).На уровне мыслей и образов: не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример: Отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет, когда девочка сможет оценить степень опасности.
На уровне чувств: Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то не обязательно они должны выливаться в физическое наказание.
Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет». Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.
На уровне действий: Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.Если вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?
1. Ситуация
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
не слушается, дерется, ведет себя вызывающе
орет
ворует
не выполняет домашние обязанности
ломает игрушки, портит вещи
капризничает во время еды, при отходе ко сну
надоедает, пристает, требует
делает все медленно
плохо учится
ноет, хнычет
2. Мысли, которые возникают у родителей в связи с ситуацией.
Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен вести себя в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым, только будучи самим собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильное представление о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
3. Чувства родителей
Отрицательные чувства: раздражение, гнев, ярость, если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).
4. Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для ребенка заслуженными и заставят изменить поведение.
Несколько правил общения с ребенком.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не его личностью в целом.
Можно обсуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для того есть основания.
Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».
Если ребенку трудно, и он готов признать вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить, остальное предоставьте делать ему самому.
Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему «С тобой все в порядке! Ты справишься».
10.Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные
ожидания с возможностью ребенка.
11 .Постоянно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела
вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. 12.0 своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте о себе, о
своем переживании, а не о нем и его поведении.
Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его не прибегая к физическому наказанию.
Памятка родителям!
!. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ребенок становится центром семьи, и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую платит злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Главный закон семьи - все заботятся о каждом члене семьи, и каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье.
Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Ещё более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.