СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье"»
























Тема: «Воспитание толерантности в семье» 
Цели:

  1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности. 
    2. Способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций. 
    Участники: классный руководитель, родители обучающихся .. 
    Оборудование: компьютер, проектор, рабочие места для двух микрогрупп 
    (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, клей), схема на доске «Толерантный родитель»(Приложение 1), шкатулка, «ладошки» с фразами «Я поняла …», «Я узнала..», музыкальный центр, диск с медленной музыкой, мультимедийная презентация (приложение . 


Мишка косолапый 
По лесу идет 
Шишки собирает, 
Песенки поет. 

Вдруг упала шишка 
Прямо Мишке в лоб… 
Оступился Мишка 
И об землю – хлоп! 

Засвистел на ветке 
Пересмешник-дрозд: 
- Мишка косолапый 
Наступил на хвост! 

А за ним вдогонку 
Пятеро зайчат: 
- Мишка косолапый! 
- Из кустов кричат. 

Подхватил дразнилку 
Весь лесной народ: 
Мишка косолапый 
По лесу идет! 

Бросился к берлоге 
Маленький медведь: 
- Чем такие ноги, 
Лучше умереть. 
I. Основная часть.

Спрятался за шкафом 
И ревет ревмя: 
- Мишкой косолапым 
Дразнят все меня. 

Мама удивилась: 
- Глупенький сынок, 
Я всегда гордилась 
Формой твоих ног. 

Я ведь косолапа, 
И папа косолап, 
И косолапил славно 
Дедушка Потап! 

Мишка косолапый 
Стал ужасно горд. 
Вымыл с мылом лапы, 
Съел медовый торт. 

Вышел из берлоги 
И как заорет: 
- МИШКА 
КОСОЛАПЫЙ 
ПО ЛЕСУ ИДЕТ!

 

Ход собрания

-Добрый день, уважаемые родители!
Это веселое детское стихотворение я взяла эпиграфом к нашему разговору, потому что в нем отражена одна из мудрейших заповедей воспитания. Все начинается с семьи. Если ребенок будет гордиться своей семьей, тогда ему будут не страшны никакие житейские бури, никакие насмешки. 
Тема нашего сегодняшнего собрания «Воспитание толерантности в семье» .
Данная тема выбрана не случайно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. 
Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.

Что такое толерантность?

Милосердие

Уважение прав человека

Принять другого таким, каким он есть

Сострадание

Сотрудничество

Прощение

Терпимость







ТОЛЕРАНТНОСТЬ























Толерантность – слово иностранное, 
Но для всех понятное давно. 
Будь терпимым к дальнему иль странному 
Отстранённым, будто бы в кино. 
Речь здесь не идёт о равнодушии, 
И о чёрствости никто не говорит. 
Деликатность и терпение к живущему 
Рядом нам совсем не повредит. 
Будь терпимым ко всему инакому: 
К вере, взглядам, мыслям и одеждам… 
И тогда, пожалуй, ясно всякому, 
Тихая затеплится надежда, 
Что мы можем жить, такие разные, 
В этом мире вечного движения! 
А для обретенья толерантности 
Нужно просто чувство уважения…

Психологами на основе проведенных исследований установлено, что терпимые люди, как правило, вырастают в семьях, где есть три условия:

Сильная любовь и теплота родителей друг к другу и к детям.







Последовательное воспитание.









Четкие модели нравственного поведения.












При отсутствии этих трех условий у детей развивается нетерпимость. 
Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим. 
Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта: 


Проявление в семье толерантности к самому ребенку.

Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим.









Воспитание в духе толерантности требует развивать такие ее составляющие, как доверие, сочувствие, сопереживание, отличности от других. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.). Школьникам, обладающим разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, нужен опыт принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе... Безусловно должны осуждаться использование обидных кличек, обзывание, драки со сверстниками как способ решения проблем. 
С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. 
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее. Но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером. 
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления не смогут воспитать терпимого человека. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения тоже не приводит к положительным результатам. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. 
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Ребёнок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. 

2.Практическая работа

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

Работа родителей по группам.

а)Родители делятся на две группы. Задания для групп: первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность















Вывод:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

 б) Группы родителей берут по одному из высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 5- 7 предложений.

1.В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе.

2. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Вывод: мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

в) У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары как мир.

Что является причиной конфликта в вашей семье?

Это из – за:

Это из – за:




Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями. Давайте разберём несколько семейных ситуаций.

Инсценировка ситуаций (о конфликтах)

Задание: каждая группа должна инсценировать ситуацию и найти выход из данного конфликта, ответить на вопросы:

1) Почему так происходит в семьях?

2) Чего не хватает семье, чтобы было понимание, любовь, терпение?

Ситуация № 1.

Разыгрывается сцена (мама, папа, ребёнок).

Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.

М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 18.00.

П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.

М. – Ну ты мог бы сам запретить.

П. – Ты же занимаешься ребёнком.

М. – Уже 19, а её всё нет.

П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.

М. – Уже 19.30 - почему то трубку не берёт.

П.- Ещё полчаса и пойду искать.

Появляется Олеся. Крики, плач, непонимание.

Ситуация № 2

Разыгрывается сцена (мама, папа, ребёнок).

Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.

Вывод: Почему так происходит в семьях?

Потому что вы, родители, раздражены тем, что вас потревожили.

-А теперь, пришло время поработать с детскими сочинениями.(Зачитываются выборки из детских сочинений « Мои родители толерантны по отношению ко мне?»

Исходя из сочинений составляется схему «Толерантный  родитель»


«Толерантный родитель»

Мягкость, терпимость, снисходительность, сострадание, умение прощать, выдержанность, выносливость, великодушие, милосердие, стойкость, уважение мнения другого человека.







Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания толерантности: 
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка, считаться с его мнением 
- Не обижать его 
- Уметь договариваться без ссор и конфликтов 
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 
- Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка 
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. 
- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. 
-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. 
-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. 
-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. 
-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. 
-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. 
-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. 
-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. 
-Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 

Итог собрания:

Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели 
принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения 
оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми! 
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, 
взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех. 

В заключении я прошу вас украсить листиками «Дерево толерантности». На листиках вы отразите критерии успешного толерантного родителя, и дерево будет давать плоды- толерантности.


В качестве решения родительского собрания предлагаю памятку. Пусть ее советы помогут нам строить с детьми отношения взаимного уважения, любви и доверия. 

Большое спасибо за сотрудничество.

Памятка1.

- Учитесь слушать и слышать своего ребенка, считаться с его мнением 
- Не обижать его 
- Уметь договариваться без ссор и конфликтов 
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 
- Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка 
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. 
- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. 
-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. 
-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. 
-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. 
-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. 
-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. 
-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. 
-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя