От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу для Вашего малыша, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение ладить со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое.
Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплект (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, Вам придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.
При этом важно учесть и следующее - нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, так сказать, обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Многие программы традиционной системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000...» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения. Первостепенная задача любой программы для начальной школы – это не только научить малыша читать, считать и писать, но заложить в нем те навыки и умения, которые помогут ему, прежде всего в межличностном общении, подготовить его к обучению и общению в средней школе.
Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума. А каждый ребенок индивидуален. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если ваш школьный учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше.
Любая из программ является личностно-ориентированной. Любая из них развивает и речь ребенка, и память, и творческое мышление, и математические способности, и конечно, навыки социального общения.
Планета знаний
«Планета знаний» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.
Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».
УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы:
Обучение грамоте и чтению. Букварь. Автор Андрианова Т.М.
Русский язык. 1 класс - авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А.; 2-4 класс – автор Желтовская Л.Я.
Литературное чтение. Автор Кац Э.Э.
Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
Окружающий мир. 1-2 класс - авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г.; 3-4 класс -авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И.
Английский язык. Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.
Музыка. Автор Бакланова Т.И.
Изобразительное искусство (1-2 класс). Автор Сокольникова Н.М.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.
Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению – это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве. Это, как считают авторы, подготовит его к дальнейшему образованию и самообразованию.
Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.
Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.
В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.
Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.