МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРНЕЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор _________Дмитриев А.А.
Приказ от 30.08.2020 г. № 50
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РОДНОЙ (РУССКОЙ) Литературе
Уровень общего образования 7 класс, основное общее образование
Количество часов: 18 часов
Учитель: Курносова Наталья Николаевна
х. Чернецов
2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
• уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
• уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
• осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов
на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Родная (русская) литература»
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Устное народное творчество. 1 час
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»
Древнерусская литература. 1 час
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Русская литература XVIII в. 1 час
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Русская литература XIX в. 5 часов
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта
(на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Русская литература XX в. 8часов
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Формы организации учебных занятий:
Уроки -лекции, уроки – беседы, практические занятия, уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); комбинированные уроки, уроки – путешествия и др.
Основные виды учебной деятельности:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях:
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Из устного народного творчества | 2 |
2 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 5 |
6 | Из русской литературы ХХ века | 8 |
7 | Итоги (часа) | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Дата |
Из устного народного творчества - 2 часа |
1 | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» | 1 | 15.01 |
2 | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» | 1 | 22.01 |
Древнерусская литература. 2 часа |
3 | «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. | 1 | 29.01 |
4 | «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | 1 | 05.02 |
Русская литература XVIII в. 1 час |
5 | А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина» | 1 | 12.02 |
Русская литература XIX в. 5 часов |
6 | И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. | 1 | 19.02 |
7 | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». | 1 | 26.02 |
8 | И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). | 1 | 04.03 |
9 | А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». | 1 | 11.03 |
10 | А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». | 1 | 18.03 |
Русская литература XX в. 7 часов |
11 | А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. | 1 | 01.04 |
12 | Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими. | 1 | 15.04 |
13 | М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. | 1 | 22.04 |
14 | Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). | 1 | 29.04 |
15 | В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 | 06.05 |
16 | В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». | 1 | 13.05 |
17 | Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. | 1 | 20.05 |
18 | Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. | 1 | 27.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методическогосовета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от 29.08.2019 года №1 29.08.2019г. Руководитель МС:
__________/Головченко В.Г./
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема |
Общее | Р/Р | К/Р |
1 | Русский фольклор | 1 | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» |
2 | Древнерусская литература | 1 | «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. |
3 | Литература XVIII века | 1 | А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина» |
4 | Литература XIX века | 1 | И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. |
5 | 1 | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». |
6 | 1 | И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). |
7 | 1 | А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». |
8 | 1 | 1 | А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». |
9 | Литература XX века | 1 | А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. |