Организует деятельность учащихся; Отслеживает степень активности работы; Консультирует; Служит источником информации; Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”). Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”). 1) Простые вопросы: - Где происходят события, описанные в рассказе? - Когда происходят описанные события? - Назовите действующих лиц. - В какой момент жизни они описаны? - Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана? (Хорошо одетые, дорогой ресторан.) - Что произошло с человеком лет двадцати пяти? - Как его описал автор? (Лежащий без движения, плохо одетый) 2) Уточняющие вопросы: - Что мы можем сказать о позиции автора? (Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.) - А в чём это выражено? (В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.) - Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор? (Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.) - Чем вы объясните такой выбор автора? (Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.) - Какая стилистическая фигура помогает в этом автору? (Антитеза.) 3) Интерпретационные вопросы: - Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь? (Скорее, им было скучно.) - Только ли скука привела их сюда? (Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.) - А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться? (Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.) - А толпа по какой причине могла собраться? - Почему автор так бегло описывает эту сцену? (Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.) 4) Оценочные вопросы: - Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их. (“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.) - Почему вы их считаете ключевыми? 5) Творческие вопросы: - Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть? (Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.) 6) Практические вопросы: - Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок? Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части). Беседа по вопросам: - Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему? - Насколько он не соответствует вашим предположениям? - Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить? - О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает? - Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания? (Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище) - Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”? (Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.) - А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его? - Почему у Стильтона нет семьи, детей? (Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла) - Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”? (Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением) - “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон? (Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”) - Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву? - Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так? (Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.) - Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь? Приём “Дерево предсказаний”. - Как дальше будут разворачиваться события? - Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона. “Дерево предсказаний” - Выскажите свои предположения и аргументируйте их. - Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете? - Какую судьбу Стильтону приготовили? Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа). Беседа с классом: - Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте. - Какие версии не нашли своего отражения? Почему? - Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями? (Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.) - Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”? (Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.) - Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон? (Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.) - За что наказан Стильтон? (За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.) - Почему Джон Ив смог добиться многого? ( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.) - Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему? (Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.) - Где же момент истины? В чём его суть? (Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.) |