СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная литература (русская)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»



Технологическая карта урока литературы


Тема урока: «Рассказ «Зеленая лампа» А. С. Грина».

Класс: 8

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Методический прием: чтение с остановками

Цель урока:

  1. создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;

  2. воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели;

  3. развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: читать и понимать текст, используя свой «дар воображения»

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать те нравственные уроки, которые были получены в ходе чтения рассказа.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование урока: портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.

Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе











п/п

Основ-ные стадии

Цель, используе-мые приемы)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

(УУД, сформирован-ные на данном этапе)

1.

Стадия вызова

Настрой на учебную деятель-ность.

Мотивация на дальнейшее изучение материала.

Пробуждение интереса к теме.


«Мозговой штурм»












Приём “Ассоциа-ции”.

Синквейн



1)Включение в деловой ритм урока.

2) Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний.

Проводит работу над стихотворением В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.


- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

- Кто населяет эту сказочную Гринландию?

- Почему же Грин назван “сказочником странным”?



3) Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

Первичное объяснение слова лампа с помощью синквейна.




Волевая саморегуляция.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её.

Проводят ассоциативную линию

((Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

Отвечают на вопросы, пытаются обосновать свои догадки насчет названия и содержания рассказа



Создают синквейн

Лампа.

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.



Регулятивные: Внутренняя и внешняя готовность к познанию нового.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • смысловое чтение стихотворения

  • постановка и формулирование проблемы

  • выбор оснований и критериев для сравнения

  • подведение под понятие

  • формулирование проблемы

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений


2.

Стадия осмысления


Изучаемый текст заранее разделен на три части. Проводится чтение текста с остановками.

После каждой остановки задаются вопросы различного типа.

Чтение первого отрывка.

Организует деятельность учащихся;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

  • Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).

  • Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

(Антитеза.)

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы:

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?



  • Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).

  • Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Приём “Дерево предсказаний”.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

Дерево предсказаний”

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)


Осуществляет контакт с новой информацией;

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Отслеживают процесс знакомства с новой информацией;

Проводят классификацию, градацию;

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного


























































































(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)



Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между названием рассказа и первым отрывком

Регулятивные:

  • прогнозирование дальнейшего хода действий и событий в рассказе;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия,

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • смысловое чтение

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


  • анализ объектов (персонажей) с целью выделения признаков

  • синтез — составление целого из частей

  • выбор оснований и критериев для сравнения

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

  • постановка вопросов

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.

Стадия рефлексии

Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы”(работа в группах), создание нового синквейна


Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.


Презентация таблиц. Защита. Аргументация.

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

Работа с цитатами.

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

- Какова идея?

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Возвращение к синквейну.

- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?

  • Лампа

  • Зелёная, настоящая.

  • Светит, греет, обнадёживает.

  • Лампа, озаряющая темноту ночи!

  • Маяк!


Обмениваются мнениями;

Заполняют рефлексивные таблицы, карточки;

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Отбирают наиболее важную информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Выражаю новые идеи собственными словами;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели. Создают новый синквейн.






(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)













Личностные:

  • личностное, жизненное самоопределение;

  • нравственно_этическая ориентация

Регулятивные:

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены характеристики героя

  • анализ действий с целью выделения признаков

  • синтез — составление целого из частей

  • выбор оснований и критериев для сравнения

  • установление причинно-следственных связей

  • доказательство

Коммуникативные:

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

9.

Информация о домашнем задании

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей


Написать эссе на тему: ““Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).


Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей


29



Просмотр содержимого документа
«Александр Грин ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»

Александр Грин

ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА

В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.

Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения, плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.
   - Стильтон! - брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего. - Честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер.
   - Я голоден... и я жив, - пробормотал несчастный, приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то задумался. - Это был обморок.
   - Реймер! - сказал Стильтон. - Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.
   Эти слова были сказаны тихо, так что лежавший, а теперь прислонившийся к ограде человек их не слышал.
   Реймер, которому было все равно, презрительно пожал плечами, простился со Стильтоном и уехал коротать ночь в свой клуб, а Стильтон, при одобрении толпы и при помощи полисмена, усадил беспризорного человека в кэб.
   Экипаж направился к одному из трактиров Гайстрита. Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали - кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.
   Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов. То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой, так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии.
   Когда Ив выпил вина, хорошо поел и рассказал Стильтону свою историю, Стильтон заявил:
   - Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетрудная, и, если вы согласны так поступить, - я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов. Моего имени я вам не скажу.
   - Если вы не шутите, - отвечал Ив, страшно изумленный предложением, - то я согласен забыть даже собственное имя. Но скажите, пожалуйста, - как долго будет длиться такое мое благоденствие?
   - Это неизвестно. Может быть, год, может быть, - всю жизнь.
   - Еще лучше. Но - смею спросить - для чего понадобилась вам эта зеленая иллюминация?
   - Тайна! - ответил Стильтон. - Великая тайна! Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.
   - Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо; гоните монету и знайте, что завтра же по сообщенному мною адресу Джон Ив будет освещать окно лампой!
   Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.
   Прощаясь, Стильтон сказал:

- может быть, через месяц, может быть, - через год, - словом, совершенно неожиданно, внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоятельным человеком. Почему это и как - я объяснить не имею права. Но это случится...
   - Черт возьми! - пробормотал Ив, глядя вслед кэбу, увозившему Стильтона, и задумчиво вертя десятифунтовым билет. - Или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный. Наобещать такую кучу благодати, только за то, что я сожгу в день пол-литра керосина.
   Вечером следующего дня одно окно второго этажа мрачного дома № 52 по Ривер-стрит сияло мягким зеленым светом. Лампа была придвинута к самой раме.
   Двое прохожих некоторое время смотрели на зеленое окно с противоположного дому тротуара; потом Стильтон сказал:
   - Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума... Но будет ждать, сам не зная чего. Да вот и он!

  Действительно, темная фигура, прислонясь лбом к стеклу, глядела в полутьму улицы, как бы спрашивая: "Кто там? Чего мне ждать? Кто придет?"
   - Однако вы тоже дурак, милейший, - сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. - Что веселого в этой шутке?
   - Игрушка... игрушка из живого человека, - сказал Стильтон, самое сладкое кушанье!
   II.
   В 1928 году больница для бедных,, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезенный старик, грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом. Он сломал ногу, оступившись на черной лестнице темного притона.
   Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. Случай оказался серьезный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.
   По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.
   - Так вот как пришлось нам встретиться! - сказал доктор, серьезный, высокий человек с грустным взглядом. - Узнаете ли вы меня, мистер Стильтон? - Я - Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зеленой лампы. Я узнал вас с первого взгляда.
   - Тысяча чертей! - пробормотал, вглядываясь, Стильтон. - Что произошло? Возможно ли это?
   - Да. Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?
   - Я разорился... несколько крупных проигрышей... паника на бирже... Вот уже три года, как я стал нищим. А вы? Вы?
   - Я несколько лет зажигал лампу, - улыбнулся Ив, - и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражен. Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: "Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?" Ответ был насмешлив: "Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д." Но я упрямо допрашивал, и я все записал для себя на память.
   К тому времени я уже два года жег зеленую лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на мое зеленое окно не то с досадой, не то с презрением. "Ив - классический дурак! - пробормотал тот человек, не замечая меня. - Он ждет обещанных чудесных вещей... да, он хоть имеет надежду, а я... я почти разорен!" Это были вы. Вы прибавили: "Глупая шутка. Не стоило бросать денег".
   У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком...
   - А дальше? - тихо спросил Стильтон.
   - Дальше? Хорошо. Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком...
   Наступило молчание.
   - Я давно не подходил к вашему окну, - произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон, - давно... очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи. Простите меня.
   Ив вынул часы.
   - Десять часов. Вам пора спать, - сказал он. - Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвоните мне, - быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте... хотя бы спичку.
   11 июля 1930 г.



Просмотр содержимого документа
«Создать синквейн»

Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________


Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________


Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________


Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________


Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________


Создать синквейн

1.Существительное из словосочетания «Зеленая лампа».

________________________________________________

2. Прилагательные, вызывающие благоприятные условия.

_________________________________________________

3. Глаголы, свойственные лампе.

_________________________________________________

4. Что дает зеленый цвет.

_________________________________________________

5. Эмоции, чувства, когда мы видим свет.

_________________________________________________




Просмотр содержимого презентации
«Повторение+А.Грин+Зеленая лампа»

Повторение  «Житие Сергия Радонежского» Урок 3

Повторение «Житие Сергия Радонежского»

Урок 3

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

  • Кто такой Сергий Радонежский?
  • Когда родился Сергий Радонежский?
  • Какое имя получил Сергий при рождении?
  • Во сколько лет Мальчика отдали обучаться в церковную школу?
  • «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты» чьи это слова, вспомните историю, расскажите о ней.
  • Что основал Сергий Радонежский?
Он жил среди нас, этот сказочник странный,  Создавший страну, где на берег туманный  С прославленных бригов бегут на заре  Высокие люди с улыбкой обманной,  С глазами, как отзвук морей в январе,  С великою злобой, с великой любовью,  С солёной, как море, бунтующей кровью,  С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук морей в январе, С великою злобой, с великой любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Алекса́ндр Грин     (  Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский)   11 августа 1880 –  8 июля 1932

Алекса́ндр Грин   (  Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский) 11 августа 1880 – 8 июля 1932

Детские и юные годы Родился в г. Слободской Вятской губернии В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом. Родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию. Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома. Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе. Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”. Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.

Детские и юные годы

  • Родился в г. Слободской Вятской губернии
  • В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.

Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома.

Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.

Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза.

Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.

Начало творческого пути

  • В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”.
  • В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник, посвященный эсерам.
  • В 1910 г. писатель выпустил второй сборник (составляли рассказы, написанные в жанре реализма)
  • В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману, “Блистающий мир”. 
  • В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”

Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым , Л. Андреевым , А.Толстым . Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным .

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море. В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.

В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Рассказ  «Зеленая лампа» Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? - Почему именно так называется произведение? - Что может произойти в рассказе с таким названием? Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете, используя синквейн, распечатан на партах Создают синквейн Лампа. Тёплая, уютная. Светит, привечает, помогает. Зелёная лампа дарует жизнь. Радость.  

Рассказ «Зеленая лампа»

Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

  • Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете, используя синквейн, распечатан на партах

Создают синквейн

Лампа.

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.