Тема урока : «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».
Цели урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.
Оборудование урока: портреты поэтов; репродукции картин- пейзажей русских художников; музыкальные произведения.
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.
Использованная литература:
1.Литература. 6кл. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/[авт.-сост.В.П.Полухина и др.]; под ред.В.Я.Коровиной. -15-е изд.-М.: просвещение,2008.
2.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6класс.-2-е изд., испр. И доп.- М.:ВАКО,2007.
3.Полонский Я.П. Солнце и Месяц: Стихотворения/Сост. И предисл. Н.П.Сухановой;- М.:Дет.лит.,1979.
4.А.К.Толстой. Звонче жаворонка пенье… Лирика. М.: «Дет.лит.»,1973.
5.Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. Автор –составитель В.Л.Орлов; Государственное издательство детской литературы .Ленинград.1954.
6.Русские поэты XIX века: Вторая половина: Для ст.шк. возраста/Сост. Т.П.Казымова.- М.: Просвещение, 1989.
Ход урока.
Слово учителя ( Учитель читает стихотворение Я.Полонского)
Чтобы песня моя разлилась как поток,
Ясной зорьки она дожидается:
Пусть не темная ночь, пусть горящий восток
Отражается в ней, отливается.
Пусть чиликают вольные птицы вокруг,
Сонный лес пусть проснется-нарядится,
И сова - пусть она не тревожит мой слух
И, слепая , подальше усядется.
Задается вопрос классу : «Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему именно с него мы начали наш урок?»
Ребята вместе с учителем формулируют тему и цель урока.
Тема урока: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».
Цель: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.
Родная природа - неисчерпаемый , бесконечный источник поэзии.
Слово учителя.
Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.
Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.
2. Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.
Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся.
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.
С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом , который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.
Учитель
Каковы особенности стихотворений Баратынского?
Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».
Стихотворение читается учащимся.
Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне , о том , как преображается все вокруг.)
Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.
Задаются задания по рядам.
Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).
Найти метафоры ( на крыльях ветерка).
3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).
В это время у доски 2 ученика выписывают эпитеты, метафоры и олицетворения.
Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
Прочитаем еще одно стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…». (Читает ученик)
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.
3.Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе.
Биографическая справка ( рассказывает ученик)
Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.
Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».
Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
Беседа по вопросам.
-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)
-Как он делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)
Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)
-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)
-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные : «с», «т», «ч», «х», «ф».)
-Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) .
Словарная работа. (Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю.)
Ракита – дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек.
Сонм – скопление, множество кого-нибудь.
Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.
Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…) (Выразительно читает учитель).
Беседа по вопросам
-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью : есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет.)
-Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р».А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).
-Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж . Он динамичен- это впечатление создают глаголы движения, действия.)
Найдите в тексте противопоставления.
В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки : громкие , резкие противопоставлены приглушенному ответу скалы.
Словарная работа.
Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.
3. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.
Биографическая справка ( ученик)
А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.
Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» ( чтение стихотворения)
Анализ особенностей стихотворения.
-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)
Словарная работа.
Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.
-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным , ласковым ритмом.)
4. Работа с репродукциями.
Какие виды искусства ,кроме литературы, вам знакомы? ( Музыка, живопись, архитектура.) Давайте рассмотрим с вами репродукции картин известных художников-пейзажистов и постараемся сказать, какие стихотворения они могли бы проиллюстрировать? Какие чувства вызывают у вас эти репродукции?
5. Прослушивание музыкального произведения «Времена года» Вивальди.
6.Итоги урока.
С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?
Заключительное слово учителя.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.
Справочный материал для учащихся
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Стихи о природе : «Водопад», «Чудный град порой сольется…», «Весна, весна! как воздух чист» и др. Автор в своих произведениях о природе передает свои мысли и чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все отношения в природе напоминают отношения между людьми. Яков Петрович Полонский (1819-1898) Стихи о природе : «Вечер», «Утро», «По горам две хмурых тучи…», «В дни, когда над сонным морем…», «На закате», «На Женевском озере», «Зимний путь», «Уж осень! Кажется, давно ли…», «Посмотри - какая мгла…» и др. Автор призывает нас понять, как неяркий , спокойный , русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Стихи о природе : «Где гнутся над омутом лозы…», «Колокольчики мои…», «Осень . Обсыпается весь наш белый сад…», «На нивы желтые нисходит тишина…», «Земля цвела. В лугу , весной одетом…» и др. А.Толстой изобразил родную природу, которая сопровождает человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. В его стихах самое важное – это любовь к родной земле. Теория литературы Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы). Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Например : …Черноглазую девицу Черногривого коня! Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. | Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Стихи о природе : «Водопад», «Чудный град порой сольется…», «Весна, весна! как воздух чист» и др. Автор в своих произведениях о природе передает свои мысли и чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все отношения в природе напоминают отношения между людьми. Яков Петрович Полонский (1819-1898) Стихи о природе : «Вечер», «Утро», «По горам две хмурых тучи…», «В дни, когда над сонным морем…», «На закате», «На Женевском озере», «Зимний путь», «Уж осень! Кажется, давно ли…», «Посмотри - какая мгла…» и др. Автор призывает нас понять, как неяркий , спокойный , русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Стихи о природе : «Где гнутся над омутом лозы…», «Колокольчики мои…», «Осень . Обсыпается весь наш белый сад…», «На нивы желтые нисходит тишина…», «Земля цвела. В лугу , весной одетом…» и др. А.Толстой изобразил родную природу, которая сопровождает человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. В его стихах самое важное – это любовь к родной земле. Теория литературы Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы). Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Например : …Черноглазую девицу Черногривого коня! Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. | Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Стихи о природе : «Водопад», «Чудный град порой сольется…», «Весна, весна! как воздух чист» и др. Автор в своих произведениях о природе передает свои мысли и чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все отношения в природе напоминают отношения между людьми. Яков Петрович Полонский (1819-1898) Стихи о природе : «Вечер», «Утро», «По горам две хмурых тучи…», «В дни, когда над сонным морем…», «На закате», «На Женевском озере», «Зимний путь», «Уж осень! Кажется, давно ли…», «Посмотри - какая мгла…» и др. Автор призывает нас понять, как неяркий , спокойный , русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Стихи о природе : «Где гнутся над омутом лозы…», «Колокольчики мои…», «Осень . Обсыпается весь наш белый сад…», «На нивы желтые нисходит тишина…», «Земля цвела. В лугу , весной одетом…» и др. А.Толстой изобразил родную природу, которая сопровождает человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. В его стихах самое важное – это любовь к родной земле. Теория литературы Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию , живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы). Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Например : …Черноглазую девицу. Черногривого коня! Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |