СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родной язык как средство воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К. Д. Ушинский о роли родного языка в духовном и нравственном воспитании младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Родной язык как средство воспитания"»

МОУ «Михайловская СОШ №2»




Подготовила:

учитель начальных классов

Зенкина М. Б.





Слайд 1-2

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

К. Д. Ушинский

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении».

Слайд 3

«Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» К. Д. Ушинский

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе.
«Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Слайд 4

Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории - воспитатель доброта, честности, гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических вкусов. Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках "Детский мир" и "Родное слово".

Произведения Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, преподают детям уроки жизни. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Слайд 5

Константин Дмитриевич считал главной задачей обучения овладение родным языком. Он яростно боролся за обучение детей на родном русском языке. Нельзя не согласиться с мнением великого педагога, так как с пелёнок дети слышат русскую речь от родных, с экранов телевизора, позже сами говорят по-русски. Поэтому в школу ребята приходят уже обогащать свои знания при изучении русского языка. Сегодня мы имеем возможность свободно говорить, мыслить и обучаться на родном русском языке. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения, что способствует развитию речи ребёнка, воспитывает познавательный интерес к родному языку,

Целями изучения русского родного языка являются:

- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа;

- понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;

- формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре и др.

Слайд 6

На одном из уроков в курсе «Родной русский язык 3 класс» по теме «Создаем тексты-рассуждения» обсуждается сказка К. Д Ушинского «Спор деревьев».

(Тексты рассказа у каждой группы на столах)

Спор деревьев.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Слайд 7

- Прочитайте сказку К. Д. Ушинского. Почему каждое дерево считает себя лучше других?

    • Какое утверждение доказывают деревья? (Я самый лучший.)

    • Почему дуб считает себя лучшим? («Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».)

    • Почему яблоня считает себя лучшей? («…а мое-то румяное яблочко на царском столе бывает».)

    • Какой аргумент привела сосенка? («Зимой на мне останутся мои зеленые колючки… я печки топлю, избы строю».)

    • Убедительны ли аргументы деревьев? (Нет. Не убедительны.)

    • Представьте, что в разговоре участвует еще одно дерево. Это дерево – вы. Каким деревом вы будете? (Учащиеся выбирают дерево.)

    • Вам нужно помирить спорщиков. Как вы их будете мирить? (Нужно показать, что их аргументы неубедительны.)

(Работа по группам)

Слайды 8-18

1.Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами отправимся в сказочный лес, а затем его нарисуем. Но нарисуем необычным способом, в этом нам помогут наши ладошки. Давайте с вами обведём ладонь.


2.Однажды маленькая птичка летела через лес и решила она отдохнуть. Села она на ветку берёзы и стала чистить свои перышки. И вдруг, слышит сквозь шум листвы такой разговор.


3."Я, самый главный в лесу"- сказал могучий дуб "Я много делаю добра, мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки собирают люди".


4."Нет, я самая главная"- сказала ёлочка. "Я украшаю лес и дома людей в Новогодний праздник, меня украшают, вокруг меня водят хоровод, поют песни".


5."Нет, я самая главная"- ответила сосна. "Под моими корнями строят норы звери, я им даю приют и тепло, а ещё дятел делает дупло для белочек, значит я самая главная!"


6."Я тоже главная в лесу"- сказала берёза. "Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный берёзовый сок".

7.Тут и другие деревья и кустарники присоединились к спору: клён, осина, черёмуха, рябина... Каждое дерево говорило, что оно самое главное в лесу.

8.Слушала, птичка, слушала и говорит: "Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям жить и нам птицам. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете воздух, не обойтись без вас ни кому, вы все главные в лесу". Притихли деревья, подумали о том, что сказала им маленькая птичка, а ведь и правда, права птичка, каждое дерево приносит свою пользу. А маленькая птичка полетела дальше, и долго деревья махали ей листвою.

    • Напишите продолжение текста.

Примерный текст. Да, дуб, ты самый крепкий и сильный, но можешь ли похвастаться, что твои желуди стоят на царском столе? Сосна, ты всегда зеленая, печки топишь, избы строишь, а можешь ли ты накормить человека? Вы все нужны человеку, и каждый из вас хорош в своем деле. Каждое дерево особенно по-своему, и каждому кажется, что его отличие от других делает его лучше всех.

Слайд 19

Указания К.Д. Ушинского о роли родного слова в развитии обучения и воспитания детей, о положительном нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши дни. Воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому русскому языку и языкам других народов нашей страны имеет большое значение.