МОУ «Михайловская СОШ №2»
Подготовила:
учитель начальных классов
Зенкина М. Б.
Слайд 1-2
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».
К. Д. Ушинский
К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его
«тысячелетнем историческом движении».
Слайд 3
«Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» К. Д. Ушинский
Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе.
«Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.
Слайд 4
Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории - воспитатель доброта, честности, гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических вкусов. Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках "Детский мир" и "Родное слово".
Произведения Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, преподают детям уроки жизни. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Слайд 5
Константин Дмитриевич считал главной задачей обучения овладение родным языком. Он яростно боролся за обучение детей на родном русском языке. Нельзя не согласиться с мнением великого педагога, так как с пелёнок дети слышат русскую речь от родных, с экранов телевизора, позже сами говорят по-русски. Поэтому в школу ребята приходят уже обогащать свои знания при изучении русского языка. Сегодня мы имеем возможность свободно говорить, мыслить и обучаться на родном русском языке. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения, что способствует развитию речи ребёнка, воспитывает познавательный интерес к родному языку,
Целями изучения русского родного языка являются:
- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа;
- понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре и др.
Слайд 6
На одном из уроков в курсе «Родной русский язык 3 класс» по теме «Создаем тексты-рассуждения» обсуждается сказка К. Д Ушинского «Спор деревьев».
(Тексты рассказа у каждой группы на столах)
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Слайд 7
- Прочитайте сказку К. Д. Ушинского. Почему каждое дерево считает себя лучше других?
Какое утверждение доказывают деревья? (Я самый лучший.)
Почему дуб считает себя лучшим? («Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».)
Почему яблоня считает себя лучшей? («…а мое-то румяное яблочко на царском столе бывает».)
Какой аргумент привела сосенка? («Зимой на мне останутся мои зеленые колючки… я печки топлю, избы строю».)
Убедительны ли аргументы деревьев? (Нет. Не убедительны.)
Представьте, что в разговоре участвует еще одно дерево. Это дерево – вы. Каким деревом вы будете? (Учащиеся выбирают дерево.)
Вам нужно помирить спорщиков. Как вы их будете мирить? (Нужно показать, что их аргументы неубедительны.)
(Работа по группам)
Слайды 8-18
1.Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами отправимся в сказочный лес, а затем его нарисуем. Но нарисуем необычным способом, в этом нам помогут наши ладошки. Давайте с вами обведём ладонь.
2.Однажды маленькая птичка летела через лес и решила она отдохнуть. Села она на ветку берёзы и стала чистить свои перышки. И вдруг, слышит сквозь шум листвы такой разговор.
3."Я, самый главный в лесу"- сказал могучий дуб "Я много делаю добра, мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки собирают люди".
4."Нет, я самая главная"- сказала ёлочка. "Я украшаю лес и дома людей в Новогодний праздник, меня украшают, вокруг меня водят хоровод, поют песни".
5."Нет, я самая главная"- ответила сосна. "Под моими корнями строят норы звери, я им даю приют и тепло, а ещё дятел делает дупло для белочек, значит я самая главная!"
6."Я тоже главная в лесу"- сказала берёза. "Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный берёзовый сок".
7.Тут и другие деревья и кустарники присоединились к спору: клён, осина, черёмуха, рябина... Каждое дерево говорило, что оно самое главное в лесу.
8.Слушала, птичка, слушала и говорит: "Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям жить и нам птицам. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете воздух, не обойтись без вас ни кому, вы все главные в лесу". Притихли деревья, подумали о том, что сказала им маленькая птичка, а ведь и правда, права птичка, каждое дерево приносит свою пользу. А маленькая птичка полетела дальше, и долго деревья махали ей листвою.
Примерный текст. Да, дуб, ты самый крепкий и сильный, но можешь ли похвастаться, что твои желуди стоят на царском столе? Сосна, ты всегда зеленая, печки топишь, избы строишь, а можешь ли ты накормить человека? Вы все нужны человеку, и каждый из вас хорош в своем деле. Каждое дерево особенно по-своему, и каждому кажется, что его отличие от других делает его лучше всех.
Слайд 19
Указания К.Д. Ушинского о роли родного слова в развитии обучения и воспитания детей, о положительном нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши дни. Воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому русскому языку и языкам других народов нашей страны имеет большое значение.