СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной русский язык "Как сочетаются слова" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной русский язык "Как сочетаются слова" 1 класс»

учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 г.Улан-Удэ Шведова Оксана Андреевна Выполнила:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5 г.Улан-Удэ

Шведова Оксана Андреевна

Выполнила:

0 ! 9

0

!

9

Мне дороги те, кто строит дороги. Букет гвоздик на гвоздик я подвешу. На клумбе любимый мой ирис зацвел. Есть в вазе молочный ирис. Когда усталое солнце село, Притихло шумное село. Прочитайте, выделив ударный слог в подчеркнутых словах. Докажите, что это разные слова.

Мне дороги те, кто строит дороги.

Букет гвоздик на гвоздик я подвешу.

На клумбе любимый мой ирис зацвел.

Есть в вазе молочный ирис.

Когда усталое солнце село,

Притихло шумное село.

Прочитайте, выделив ударный слог в подчеркнутых словах. Докажите, что это разные слова.

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА «Как сочетаются слова» 9

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

«Как

сочетаются

слова»

9

Составьте предложения из следующих слов. лает мяукает щенок Котенок . Щ . Почему никто не составил предложение «Котенок лает»? Гав-гав! Правильно. Котенок не умеет лаять. При составлении предложений слова в них должны подходить друг другу по смыслу, сочетаться. Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать такие слова.

Составьте предложения из следующих слов.

лает

мяукает

щенок

Котенок

.

Щ

.

Почему никто не составил предложение «Котенок лает»?

Гав-гав!

Правильно. Котенок не умеет лаять.

При составлении предложений слова в них должны подходить друг другу по смыслу, сочетаться. Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать такие слова.

Слова, которые обозначают голоса животных, чаще всего, образовывались от звуков, которые они издают. Р-Р-Р-Рррр! Му- му-му! мычит рычит

Слова, которые обозначают голоса животных, чаще всего, образовывались от звуков, которые они издают.

Р-Р-Р-Рррр!

Му- му-му!

мычит

рычит

Какие звуки издают птицы, изображённые на картинках.  К каждому слову из левого столбика подбери подходящее слово из правого столбика.

Какие звуки издают птицы, изображённые на картинках.

К каждому слову из левого столбика подбери подходящее слово из правого столбика.

воробей кукарекает кукушка чирикает воркует голубь гогочет петух каркает курица токует утка курлычет гусь кукует ворона крякает глухарь кудахчет журавль

воробей

кукарекает

кукушка

чирикает

воркует

голубь

гогочет

петух

каркает

курица

токует

утка

курлычет

гусь

кукует

ворона

крякает

глухарь

кудахчет

журавль

солнце капли дождик вода луч солнца дерево ручей

солнце

капли

дождик

вода

луч солнца

дерево

ручей

3. Закончи устно предложение. Кофта шерстяная, а шуба . меховая

3. Закончи устно предложение.

Кофта шерстяная, а шуба .

меховая

3. Закончи устно предложение. Пол моют, а бельё гладят. стирают,

3. Закончи устно предложение.

Пол моют, а бельё

гладят.

стирают,

3. Закончи устно предложение. Хлеб режут, а дрова . рубят

3. Закончи устно предложение.

Хлеб режут, а дрова .

рубят

3. Закончи устно предложение. вяжут Иголкой шьют, а спицами .

3. Закончи устно предложение.

вяжут

Иголкой шьют, а спицами .

3. Закончи устно предложение. Варенье варят, котлеты , жарят а пироги . пекут

3. Закончи устно предложение.

Варенье варят, котлеты ,

жарят

а пироги .

пекут

4. Назови как можно больше предметов, о которых можно сказать так.

4. Назови как можно больше

предметов, о которых можно сказать так.

 Рассмотрите фотографии. Назовите как можно больше слов, которыми можно описать то, что на них изображено. ТУЧА МОРЕ Туча какая?  дождевая, Море какое?  глубокое,  большая  красивое

Рассмотрите фотографии. Назовите как можно больше слов, которыми можно описать то, что на них изображено.

ТУЧА

МОРЕ

Туча какая?

дождевая,

Море какое?

глубокое,

большая

красивое

 Рассмотрите фотографии. Назовите как можно больше слов, которыми можно описать то, что на них изображено. Тигр какой?  сильный, Лес какой?  дремучий,  хищный  хвойный

Рассмотрите фотографии. Назовите как можно больше слов, которыми можно описать то, что на них изображено.

Тигр какой?

сильный,

Лес какой?

дремучий,

хищный

хвойный

6. Отгадай загадку. Если бы сосны да ели Бегать и прыгать умели, Они от меня без оглядки умчались бы И больше со мной никогда не встречались бы,- Потому что – скажу вам, не хвастая,- Я стальная, и злая, и очень зубастая.  (К.Чуковский)

6. Отгадай загадку.

Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,-

Потому что – скажу вам, не хвастая,-

Я стальная, и злая, и очень зубастая.

(К.Чуковский)

Что означает слово зубастая? Есть ли разница в значении слов зубастый и зубной? Про кого можно сказать зубастый, а о чём говорят зубной? Приведи примеры.
  • Что означает слово зубастая?
  • Есть ли разница в значении слов

зубастый и зубной?

  • Про кого можно сказать зубастый,

а о чём говорят зубной? Приведи примеры.

 7. Определите, можно ли так сказать.  Объясните, какие слова употреблены неправильно. Исправьте ошибки. игрушечную Мне подарили игровую машинку.

7. Определите, можно ли так сказать.

Объясните, какие слова употреблены

неправильно. Исправьте ошибки.

игрушечную

Мне подарили игровую машинку.

 7. Определите, можно ли так сказать.  Объясните, какие слова употреблены неправильно. Исправьте ошибки. листья Осенью облетают листы с деревьев. .

7. Определите, можно ли так сказать.

Объясните, какие слова употреблены

неправильно. Исправьте ошибки.

листья

Осенью облетают листы с деревьев. .

 7. Определите, можно ли так сказать.  Объясните, какие слова употреблены неправильно. Исправьте ошибки. На ковре остались грязные  опечатки кошачьих лап. отпечатки

7. Определите, можно ли так сказать.

Объясните, какие слова употреблены

неправильно. Исправьте ошибки.

На ковре остались грязные

опечатки кошачьих лап.

отпечатки

 7. Определите, можно ли так сказать.  Объясните, какие слова употреблены неправильно. Исправьте ошибки. Малыши построили из кубиков   высотный замок. . высокий

7. Определите, можно ли так сказать.

Объясните, какие слова употреблены

неправильно. Исправьте ошибки.

Малыши построили из кубиков

высотный замок. .

высокий

малодец о Приведите примеры правильного употребления слов: игровой, листы, опечатка, высотный. Листы бумаги Высотное здание Опечатка в тексте (ошибка) Игровой зал

малодец

о

Приведите примеры правильного употребления слов: игровой, листы, опечатка, высотный.

Листы бумаги

Высотное здание

Опечатка в тексте

(ошибка)

Игровой зал

Выбери слово для правильной подписи к картинке. платки карандаши цветные цветастые

Выбери слово для правильной подписи к картинке.

платки

карандаши

цветные

цветастые

Выбери слово для правильной подписи  к картинке. орех салат грецкий греческий

Выбери слово для правильной подписи

к картинке.

орех

салат

грецкий

греческий

! Цветные карандаши –  цветастые платки,  грецкий орех –  греческий салат  и другие примеры -  это слова  паронимы.

!

Цветные карандаши –

цветастые платки,

грецкий орех –

греческий салат

и другие примеры -

это слова

паронимы.

Паронимы Например: Дождливое лето -дождевая вода, лесной зверь – лесистый овраг, каменный дом – каменистая почва, болотная птица – болотистая местность. Слова, сходные по звучанию и родству корней, но различные по значению (от греческих слов: пара-возле и онима-имя)

Паронимы

Например:

Дождливое лето -дождевая вода, лесной зверь – лесистый овраг, каменный дом – каменистая почва, болотная птица – болотистая местность.

Слова, сходные по звучанию и родству корней, но различные по значению (от греческих слов: пара-возле и онима-имя)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!