Тема:
«Однокоренные родственные слова»
Цели: | |
Коррекционно-образовательные: | Усвоить понятие «родственные слова»: учить выделять общую часть слова (корень), в которой заключен лексический смысл всей группы родственных слов; упражнять в подборе родственных слов; в выделении данных слов из ряда других. |
Коррекционно-развивающие: | Развивать слуховое внимание, речь учащихся, фонематический слух, мышление. |
Коррекционно-воспитательные: | Воспитывать навыки аккуратного письма в тетради и на доске; прививать любовь к классической музыке. |
Оборудование:
Плакат «Чудо-дерево».
Карточки с родственными словами (сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили).
Карточки-символы для дифференциации С-З.
Зеркала для индивидуальной работы.
Карточки для индивидуальной работы (с однокоренными родственными словами).
Магнитофон, аудиозапись («Лунная соната» Бетховена).
План занятия:
Организационный момент (1 мин.).
Фонетическая зарядка (6 мин.).
Развитие слухового внимания на материале ранее изученной темы (2мин.).
Изучение новой темы (12 мин.).
Физкультминутка (3 мин.).
Закрепление новой темы: упражнения на дифференциацию родственных - неродственных слов (15 мин.).
Подведение итогов занятия (1 мин.).
(Перед началом занятия записать на доске число, тему занятия, раздать тетради учащихся, зеркала, карточки для индивидуальной работы, карточки-символы).
Ход занятия:
Организационный момент:
-Здравствуйте. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, вы можете развернуться и поприветствовать их. Сядет тот, кто назовет хотя бы один из органов речи, с помощью которого мы осуществляем процесс говорения. («Рот, язык, губы, зубы, небо и т.д.»).
2. Фонетическая зарядка:
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
- В лесу темно.
Все спят давно.
А она не спит,
На суку сидит,
Во все глаза глядит. («Сова»).
- Выделите первый звук в слове «сова» (звук «С-с…»).
- Дайте характеристику звуку «С» («С» - согласный, потому что воздушная струя при его произнесении встречает преграду на своем пути в виде зубов; «С» - глухой, потому что произносится без голоса»).
- Приготовьте для работы зеркала и ответьте на вопрос: как на звуке «С» расположены органы речи? («Губы находятся в улыбке, зубы видны и слегка сомкнуты, передний край языка лежит за нижними зубами»).
- Посмотрите в зеркало и проверьте – у всех ли так?
- Какую воздушную струю мы ощущает тыльной стороной ладони на звуке «С»? («При произнесении звука «С» мы ощущаем прохладную струю воздуха»).
- Возьмите в руку ручку и напишите в воздухе букву, соответствующую звуку «С». (Пишут).
- Как называется эта буква? («Буква «эс»).
- Прослушайте внимательно вторую загадку:
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… («Зарядку»).
- Выделите первый звук в слове «зарядка» ( «Звук «з»).
- Дайте характеристику данному звуку («Звук «З» - согласный, звонкий»)
- Почему? («В произнесении звука «З» участвует голос»).
- Как расположены органы речи на звуке «З» («Губы – в улыбке; зубы видны, слегка сомкнуты; язык лежит за нижними зубами»).
- Напишите в воздухе соответствующую звуку «З» букву (Пишут)
- Как называется данная буква? («Буква «З»).
- Какую воздушную струю мы ощущаем при произнесении «З»? («Прохладную»).
- Итак, «С» и «З» - согласные, органы речи при их произнесении расположены одинаково, а чем же они отличаются друг от друга? («С» - глухой, «З» - звонкий»).
- Почему? («Если мы положим ладонь на горло, то на звуке «С» ничего не ощутим, услышим лишь шум выходящего воздуха, потому что голос в его произнесении не участвует. А на звуке «З» - ощутим дрожание в горле голосовых связок, так как он произноситься с участием голоса»).»00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
- Приготовьте карточки-символы.
- Что изображено на них? («Воздушный шар, он сдувается»).
- Какой звук мы слышим? («С-с-с-с…»).
Повторить 2-3 раза.
- Что изображено на второй карточке? («Комар»).
- Какой звук он издает? («Звук «З-з-з-з-з…»).
Повторить 2-3 раза.
- Игра «Кто внимательнее». Логопед поднимает одну из сигнальных карточек, учащиеся издают соответствующий ей звук и следят за правильным положением органов речи на данных звуках.
3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Поднимите соответствующую карточку, услышав в слове звук «С» или «З»:
1) Сосна, капуста, замок, коляска, ваза, музыка, вокзал, мозаика, заноза, лесник.
2)
4. Изучение новой темы.
- А теперь переходим к теме нашего занятия – родственные слова. Откройте тетради и запишите число. (Пишут. Логопед вывешивает на доску «Чудо-дерево»)
- Отложите тетради и прослушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова» (Логопед читает стихотворение и в процессе чтения вывешивает на «Чудо-дерево» соответствующие слова):
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
- Что за слова выросли на нашем дереве? (Читает один из учеников).
- Всем понятно значение данных слов? (Ученики уточняют значение слов и по очереди записывают их с проговариванием на доске, остальные учащиеся – в тетрадях:
- сад – это земля на которой растут деревья, цветы, кусты;
- рассада – молодые растения, которые выращивают специально, а затем высаживают в грунт;
- посадки – место, где посажены деревья, другие растения;
- садовод – человек, который разводит сад;
- садовник – работник, который ухаживает за садом: подрезает, поливает его.
- посадили – поместили в землю, грунт, т.е. в специально подготовленную почву)
- Что вы заметили? («У данных слов общая часть- «САД»).
- Слово «сад» - слово-корень; выделите корень дугой .
- Близки ли по значению эти слова? («Да, все они относятся к саду»).
- Сделаем вывод. Какие же слова являются однокоренными родственными? (Слова, имеющие общий корень и объединенные общим смыслом, называются однокоренными родственными словами. (2-3 ребенка повторяют определение с опорой на таблицу))
Вывешивается опорная таблица:
«Однокоренные родственные слова»
и
меют
одинаковый корень общий смысл
Запись на доске и в тетрадях учащихся:
Сад, рассада, посадки, садовод, посадили, садовник.
- Вывод делают дети: слова, имеющие один и тот же корень и общий смысл, называются однокоренными родственными.
- Приведите примеры. (Вода – водолаз; лес – лесник)
5. Физкультминутка.
Цель: учить произносить слова в такт движениям; выразительно, в нужный момент менять интонацию и тембр голоса: медведи отличаются размерами и характером:
Три медведя шли домой. | Дети шагают на месте вперевалочку. |
Папа был большой-большой. | Поднять полусогнутые руки над головой, потянуться кверху. |
Мама с ним – поменьше ростом. | Рука на уровне груди. |
А сынок – малютка просто. | Присесть. |
Очень маленький он был, | Присев, продолжать покачиваться по-медвежьи. |
С колокольчиком ходил. | Встать, руки согнуты слегка в локтях. |
Дзынь-дзынь; | Приподнять немного вверх правую руку, имитируя игру с колокольчиком. |
Дзынь-дзынь. | Затем – левую. |
6. Закрепление изучаемой темы: упражнения на дифференциацию родственных - не родственных слов.
На доску вывешиваются таблички со словами, не являющимися родственными:
гора – горе - горел
рисовал - рисовый
- Укажите корень в данных словах (гор-, рис-)
-Близки ли по значению эти слова? («Нет, потому что…» – поясняют значение слов).
-Будут ли данные слова родственными? («Нет, потому что у них разное значение, хотя и общий корень»).
Б. корова – теленок
свинья – поросенок
- Близки ли по значению эти слова? («Да, т.к. корова – это домашнее животное, а теленок – её детёныш»).
- Значит, данные пары слов являются родственными? («Нет, потому что они имеют разные корни»).
В. Индивидуальная работа по карточкам (у каждого учащегося на парте одна цепочка слов из упражнения Г.)
- Прочтите задание (Выпиши родственные слова, выдели корень, придумай по одному предложению с каждым из выписанных слов)
-Что следует сделать сначала? («Прочитать всю цепочку слов. Понять значение каждого слова. Списать только близкие по смыслу и общим корнем слова. Выделить общий корень. Придумать по одному предложению с каждым из них»).
Учащиеся выполняют задание под музыку (Звучит «Лунная соната» Бетховена).
- Проверьте: близки ли по смыслу выписанные вами слова («Да»).
-Имеют ли они общую часть – корень? («Да»).
-Сколько слов выписал каждый из вас? («2 слова»).
- Сколько предложений вы составили? («Два»).
Г. Игра «Третий лишний» (устно).
- Какое из данных слов не является родственным, т.е. лишнее? Почему?
Вода – водил – подводный (водил)
Рисование – рисовый – разрисовать (рисовый)
Шипеть – шиповник – шипы (шипеть)
Боль – большой – больница (большой)
Горные – горе - гора (горе)
Водитель – водить – водяной (водяной)
Горит – погорельцы – горюет (горюет)
7. Итог занятия.
- Над какой темой сегодня работали? («Родственные слова»).
- Что учились делать? («Выделять родственные слова из ряда других слов, выделять корень»).
- Какие же слова являются родственными? («Родственными называются слова с общим корнем и одинаковым смыслом»).
Похвалить самых активных, внимательных, аккуратных и т.д.