СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. Подбор родственных слов.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Подбор родственных слов.»


Тема:

«Однокоренные родственные слова»



Цели:


Коррекционно-образовательные:

Усвоить понятие «родственные слова»: учить выделять общую часть слова (корень), в которой заключен лексический смысл всей группы родственных слов; упражнять в подборе родственных слов; в выделении данных слов из ряда других.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое внимание, речь учащихся, фонематический слух, мышление.


Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратного письма в тетради и на доске; прививать любовь к классической музыке.




Оборудование:


  1. Плакат «Чудо-дерево».

  2. Карточки с родственными словами (сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили).

  3. Карточки-символы для дифференциации С-З.

  4. Зеркала для индивидуальной работы.

  5. Карточки для индивидуальной работы (с однокоренными родственными словами).

  6. Магнитофон, аудиозапись («Лунная соната» Бетховена).


План занятия:


  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Фонетическая зарядка (6 мин.).

  3. Развитие слухового внимания на материале ранее изученной темы (2мин.).

  4. Изучение новой темы (12 мин.).

  5. Физкультминутка (3 мин.).

  6. Закрепление новой темы: упражнения на дифференциацию родственных - неродственных слов (15 мин.).

  7. Подведение итогов занятия (1 мин.).

(Перед началом занятия записать на доске число, тему занятия, раздать тетради учащихся, зеркала, карточки для индивидуальной работы, карточки-символы).

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, вы можете развернуться и поприветствовать их. Сядет тот, кто назовет хотя бы один из органов речи, с помощью которого мы осуществляем процесс говорения. («Рот, язык, губы, зубы, небо и т.д.»).


2. Фонетическая зарядка:

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

- В лесу темно.

Все спят давно.

А она не спит,

На суку сидит,

Во все глаза глядит. («Сова»).


- Выделите первый звук в слове «сова» (звук «С-с…»).

- Дайте характеристику звуку «С» («С» - согласный, потому что воздушная струя при его произнесении встречает преграду на своем пути в виде зубов; «С» - глухой, потому что произносится без голоса»).

- Приготовьте для работы зеркала и ответьте на вопрос: как на звуке «С» расположены органы речи? («Губы находятся в улыбке, зубы видны и слегка сомкнуты, передний край языка лежит за нижними зубами»).

- Посмотрите в зеркало и проверьте – у всех ли так?

- Какую воздушную струю мы ощущает тыльной стороной ладони на звуке «С»? («При произнесении звука «С» мы ощущаем прохладную струю воздуха»).

- Возьмите в руку ручку и напишите в воздухе букву, соответствующую звуку «С». (Пишут).

- Как называется эта буква? («Буква «эс»).

- Прослушайте внимательно вторую загадку:

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… («Зарядку»).

- Выделите первый звук в слове «зарядка» ( «Звук «з»).

- Дайте характеристику данному звуку («Звук «З» - согласный, звонкий»)

- Почему? («В произнесении звука «З» участвует голос»).

- Как расположены органы речи на звуке «З» («Губы – в улыбке; зубы видны, слегка сомкнуты; язык лежит за нижними зубами»).

- Напишите в воздухе соответствующую звуку «З» букву (Пишут)

- Как называется данная буква? («Буква «З»).

- Какую воздушную струю мы ощущаем при произнесении «З»? («Прохладную»).

- Итак, «С» и «З» - согласные, органы речи при их произнесении расположены одинаково, а чем же они отличаются друг от друга? («С» - глухой, «З» - звонкий»).

- Почему? («Если мы положим ладонь на горло, то на звуке «С» ничего не ощутим, услышим лишь шум выходящего воздуха, потому что голос в его произнесении не участвует. А на звуке «З» - ощутим дрожание в горле голосовых связок, так как он произноситься с участием голоса»).»00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

- Приготовьте карточки-символы.

- Что изображено на них? («Воздушный шар, он сдувается»).

- Какой звук мы слышим? («С-с-с-с…»).

Повторить 2-3 раза.

- Что изображено на второй карточке? («Комар»).

- Какой звук он издает? («Звук «З-з-з-з-з…»).

Повторить 2-3 раза.

- Игра «Кто внимательнее». Логопед поднимает одну из сигнальных карточек, учащиеся издают соответствующий ей звук и следят за правильным положением органов речи на данных звуках.


3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

- Поднимите соответствующую карточку, услышав в слове звук «С» или «З»:

1) Сосна, капуста, замок, коляска, ваза, музыка, вокзал, мозаика, заноза, лесник.

2)


4. Изучение новой темы.

- А теперь переходим к теме нашего занятия – родственные слова. Откройте тетради и запишите число. (Пишут. Логопед вывешивает на доску «Чудо-дерево»)

- Отложите тетради и прослушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова» (Логопед читает стихотворение и в процессе чтения вывешивает на «Чудо-дерево» соответствующие слова):

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду словесном.

- Что за слова выросли на нашем дереве? (Читает один из учеников).

- Всем понятно значение данных слов? (Ученики уточняют значение слов и по очереди записывают их с проговариванием на доске, остальные учащиеся – в тетрадях:

- сад – это земля на которой растут деревья, цветы, кусты;

- рассада – молодые растения, которые выращивают специально, а затем высаживают в грунт;

- посадки – место, где посажены деревья, другие растения;

- садовод – человек, который разводит сад;

- садовник – работник, который ухаживает за садом: подрезает, поливает его.

- посадили – поместили в землю, грунт, т.е. в специально подготовленную почву)

- Что вы заметили? («У данных слов общая часть- «САД»).

- Слово «сад» - слово-корень; выделите корень дугой .

- Близки ли по значению эти слова? («Да, все они относятся к саду»).

- Сделаем вывод. Какие же слова являются однокоренными родственными? (Слова, имеющие общий корень и объединенные общим смыслом, называются однокоренными родственными словами. (2-3 ребенка повторяют определение с опорой на таблицу))

Вывешивается опорная таблица:


«Однокоренные родственные слова»

и меют


одинаковый корень общий смысл


Запись на доске и в тетрадях учащихся:


Сад, рассада, посадки, садовод, посадили, садовник.

- Вывод делают дети: слова, имеющие один и тот же корень и общий смысл, называются однокоренными родственными.

- Приведите примеры. (Вода – водолаз; лес – лесник)

5. Физкультминутка.

Цель: учить произносить слова в такт движениям; выразительно, в нужный момент менять интонацию и тембр голоса: медведи отличаются размерами и характером:


Три медведя шли домой.


Дети шагают на месте вперевалочку.

Папа был большой-большой.

Поднять полусогнутые руки над головой, потянуться кверху.

Мама с ним – поменьше ростом.


Рука на уровне груди.

А сынок – малютка просто.


Присесть.

Очень маленький он был,


Присев, продолжать покачиваться по-медвежьи.

С колокольчиком ходил.


Встать, руки согнуты слегка в локтях.

Дзынь-дзынь;

Приподнять немного вверх правую руку, имитируя игру с колокольчиком.

Дзынь-дзынь.


Затем – левую.


6. Закрепление изучаемой темы: упражнения на дифференциацию родственных - не родственных слов.

На доску вывешиваются таблички со словами, не являющимися родственными:

  1. гора – горе - горел

рисовал - рисовый

- Укажите корень в данных словах (гор-, рис-)

-Близки ли по значению эти слова? («Нет, потому что…» – поясняют значение слов).

-Будут ли данные слова родственными? («Нет, потому что у них разное значение, хотя и общий корень»).

Б. корова – теленок

свинья – поросенок

- Близки ли по значению эти слова? («Да, т.к. корова – это домашнее животное, а теленок – её детёныш»).

- Значит, данные пары слов являются родственными? («Нет, потому что они имеют разные корни»).

В. Индивидуальная работа по карточкам (у каждого учащегося на парте одна цепочка слов из упражнения Г.)

- Прочтите задание (Выпиши родственные слова, выдели корень, придумай по одному предложению с каждым из выписанных слов)

-Что следует сделать сначала? («Прочитать всю цепочку слов. Понять значение каждого слова. Списать только близкие по смыслу и общим корнем слова. Выделить общий корень. Придумать по одному предложению с каждым из них»).

Учащиеся выполняют задание под музыку (Звучит «Лунная соната» Бетховена).

- Проверьте: близки ли по смыслу выписанные вами слова («Да»).

-Имеют ли они общую часть – корень? («Да»).

-Сколько слов выписал каждый из вас? («2 слова»).

- Сколько предложений вы составили? («Два»).

Г. Игра «Третий лишний» (устно).

- Какое из данных слов не является родственным, т.е. лишнее? Почему?

Вода – водил – подводный (водил)

Рисование – рисовый – разрисовать (рисовый)

Шипеть – шиповник – шипы (шипеть)

Боль – большой – больница (большой)

Горные – горе - гора (горе)

Водитель – водить – водяной (водяной)

Горит – погорельцы – горюет (горюет)


7. Итог занятия.

- Над какой темой сегодня работали? («Родственные слова»).

- Что учились делать? («Выделять родственные слова из ряда других слов, выделять корень»).

- Какие же слова являются родственными? («Родственными называются слова с общим корнем и одинаковым смыслом»).


Похвалить самых активных, внимательных, аккуратных и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!